Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Якушева А.Н., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Луч" на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Белоярского судебного района - Югры мирового судьи судебного участка N 2 Белоярского судебного района - Югры от 15 сентября 2021 года, решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "Луч",
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Белоярского судебного района - Югры мирового судьи судебного участка N 2 Белоярского судебного района - Югры от 15 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2022 года общество с ограниченной ответственностью "Луч" (далее - ООО "Луч") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе защитник Якушев А.Н. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, просит об их отмене с прекращением производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (здесь и далее в редакции на момент совершения правонарушения) запрещен, помимо прочего, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Закон N 171-ФЗ) под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 этого Федерального закона. Из положений статьи 12 Закона N 171-ФЗ следует, что по общему правилу алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке, маркируется федеральными специальными марками. Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными законом марками, не допускается.
Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 названной статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 28 января 2021 года в период времени с 14:04 мин. до 14:38 в ходе осмотра принадлежащих ООО "Луч" помещений, территорий или находящихся там вещей и документов в магазине смешанных товаров "Удача", расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Белоярский район, п. Полноват, ул. Петрова, д. 2 "а" обнаружена алкогольная продукция маркированная акцизными марками, имеющими признаки подделки, а именно водка "Югра, емк. 0, 5 л, крепость 40%, дата розлива 05 июня 2018 года, изготовитель АО "Татспиртпром" в количестве 605 бутылок, также 28 января 2022 года в период времени с 13:20 до 13:22 в ходе осмотра принадлежащих ООО "Луч" помещений, территорий или находящихся там вещей и документов в магазине "Людмила-1", расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Белоярский район, п. Полноват, ул. Пермякова, д. 6 "а" обнаружена алкогольная продукция маркированная акцизными марками, имеющими признаки подделки, а именно водка "Югра", емк. 0, 5 л, крепость 40%, дата розлива 05 июня 2018 года, изготовитель АО "Татспиртпром" в количестве 860 бутылок.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ООО "Луч" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении было направлено на рассмотрение в Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (л.д. 108).
Определением судьи Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 июня 2021 года дело передано на рассмотрение мировому судье судебного участка N 1 Белоярского судебного района - Югры (л.д. 109-110).
Определением мирового судьи судебного участка судебного участка N 1 Белоярского судебного района - Югры от 25 июня 2021 года дело принято к производству и назначено к рассмотрению (л.д. 1).
Определением мирового судьи судебного участка судебного участка N 1 Белоярского судебного района - Югры от 13 августа 2021 года производство по делу отложено (л.д. 120).
Постановлением исполняющего обязанности председателя Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исполнение обязанностей мирового судьи судебного участка судебного участка N 1 Белоярского судебного района - Югры на период его отпуска возложено на мирового судьи судебного участка судебного участка N 2 Белоярского судебного района - Югры, который принял дело к производству (л.д. 130, 131).
В силу пункта 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
Также согласно пункту 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.27 данного кодекса.
Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Из материалов дела следует, что настоящее дело было возбуждено с проведением административного расследования 27 января 2021 года (л.д. 13).
В рамках совершения действий, направленных на получение необходимых для разрешения дела сведений, 28 января 2021 года произведены осмотры принадлежащих ООО "Луч" помещений, территорий, в ходе которых была обнаружена, изъята и арестована алкогольная продукция маркированная акцизными марками, имеющими признаки подделки (л.д.16-42).
1 февраля 2021 года назначена экспертиза образцов федеральных специальных марок (л.д. 52-54).
8 апреля 2021 г. производство экспертизы образцов федеральных специальных марок окончено (л.д. 58-59).
19 февраля 2021 г. вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования на один месяц (л.д. 61).
Совершение указанных действий с учетом разъяснений, изложенных в подпункте "а" пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", свидетельствует о том, что по делу было проведено административное расследование.
Таким образом, настоящее дело подлежало рассмотрению судьей районного суда.
15 сентября 2021 года исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Белоярского судебного района - Югры мирового судьи судебного участка N 2 Белоярского судебного района - Югры рассмотрел настоящее дело с нарушением правил подсудности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Допущенное при рассмотрении настоящего дела нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было устранено вышестоящей судебной инстанцией при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Белоярского судебного района - Югры мирового судьи судебного участка N 2 Белоярского судебного района - Югры от 15 сентября 2021 года и решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Луч", подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Следует учесть, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16.06.2009 N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Из части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат, в числе прочего этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляется без маркировки в соответствии со статьей 12 данного Закона или с маркировкой поддельными марками.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 названной статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, применительно к изъятой алкогольной продукции, следует указать, что она подлежит изъятию из незаконного оборота.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Белоярского судебного района - Югры мирового судьи судебного участка N 2 Белоярского судебного района - Югры от 15 сентября 2021 года и решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "Луч" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Изъятую по настоящему делу алкогольную продукцию уничтожить в установленном порядке.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.