Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Газпром-Ноябрьскнефтегаз" Доброва В.С. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среда Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-728/2021 от 06 декабря 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Газпром-Ноябрьскнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среда Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-728/2021 от 06 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2022 года и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2022 года, акционерное общество "Газпром-Ноябрьскнефтегаз" (далее - АО "Газпромнефть - ННГ", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Газпромнефть - ННГ" Добров В.С, действующий по доверенности, просит отменить постановление должностного лица и судебные акты и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2).
Под негативным воздействием на окружающую среду, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Как установлено, 14 мая 2021 года в Управление поступило сообщение от дежурного ОАУ "Леса Ямала" о том, что при обследовании лесных участков в ходе патрулирования Ноябрьским лесничеством обнаружен розлив нефтепродуктов на территории земельного участка Пуровского района, земли лесного фонда Ноябрьского лесничества, Карамовское месторождение, принадлежащее АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз", по предварительным данным площадь разлива составила 15 000 м2.
15 мая 2021 года в адрес Управления от Общества поступила информация по форме оперативного сообщения, согласно которой ответственными лицами Общества 14 мая 2021 года обнаружен розлив нефтесодержащей жидкости на территории Карамовского месторождения в точке с географическими координатами 74°23?46.027632 в.д. 63° 17?13.621344 с.ш.
В соответствии с протоколами испытаний N 110/21-П, 111/21 -П 108/21- П, 109/21 -П от 2 июня 2021 года испытательной лаборатории филиала: ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Тюменской области установлено превышение концентрации нефтепродуктов в пробах с загрязненного земельного участка, соотношение фактического содержания загрязняющих веществ (нефтепродуктов) в почве к нормативу качества окружающей среды составило: на глубине 0-5 в 240 раз; на глубине 5-20 в 57, 692 раза, площадь загрязненного земельного участка составляет 0, 65 га или 6500 м2.
В соответствии с договором аренды лесного участка N "данные изъяты" от 1 августа 2016 года Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа передан в аренду АО "Газпромнефть- Ноябрьскнефтегаз" земельный участок, в том числе лесной участок Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества в квартале N 1347 выделе N 21 сроком на 49 лет.
Таким образом, установлен факт несоблюдения АО "Газпромнефть- Ноябрьскнефтегаз" установленных требований и невыполнения обязательных мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Деяние АО "Газпромнефть- Ноябрьскнефтегаз" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Установленные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ при вынесении постановления должностного лица и судебных решений. Собранные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины АО "Газпромнефть- Ноябрьскнефтегаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств не имеется.
Объективных данных, опровергающих установленные по настоящему делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному выполнению юридическим лицом возложенных на него законом обязанностей, в дело не представлено. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, Общество не приняло все необходимые меры по соблюдению требований и выполнению обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Утверждение заявителя жалобы о том, что ими разработан проект рекультивации, не свидетельствует об отсутствии события правонарушения. При рассмотрении дела установлено, что после проведения ремонта нефтесборного трубопровода, вскрытый грунт оставлен без обратной засыпки, в результате чего обществом допущена порча земель лесного фонда на конкретном земельном участке. Указанные нарушения подтверждены имеющимися в деле доказательствами, не противоречащими друг другу.
Неустранимых сомнений в виновности АО "Газпромнефть- Ноябрьскнефтегаз" в совершении правонарушения не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 КоАП РФ соблюдены.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица, судей и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении, вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не допущено.
Дело рассмотрено должностным лицом при надлежащем извещении АО "Газпромнефть- Ноябрьскнефтегаз" о времени и месте рассмотрения.
Постановление должностного лица о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Довод жалобы об отсутствии у должностного лица полномочий на рассмотрение данного дела об административном правонарушении основан на неверном толковании норм права.
Согласно части 1 статьи 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают в том числе дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.7 названного Кодекса.
При назначении административного наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены, назначенное Обществу наказание в пределах санкции статьи в минимальном размере является обоснованным и справедливым.
Оснований и условий для применения положений части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера назначенного Обществу административного штрафа, а равно для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение, в настоящем деле также не установлено.
Несостоятельными являются доводы жалобы защитника о том, что общество было в нарушение требований действующего законодательства (положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ) дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что 15 июня 2021 года общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, на основании постановления N 59/Н, в связи с допущенным загрязнением земельного участка нефтесодержащей жидкостью.
Между тем, составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.31 и частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, имеют различный непосредственный объект посягательства; характеристика действий, образующих их объективные стороны, различна. То обстоятельство, что факты указанных административных правонарушений были выявлены контролирующим органом в отношении одного и того же земельного участка, о нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности не свидетельствует.
Судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, мотивы принятых решений приведены в судебных актах, доказательств, опровергающих выводы судей, с настоящей жалобой не представлено.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
При рассмотрении дела судами АО "Газпромнефть- Ноябрьскнефтегаз" извещалось надлежащим образом, представителя для участия в судебных заседаниях не направило, распорядившись своими правами по своему усмотрению.
Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2015 года N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" отмечалось, что лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.
Поэтому суждение автора жалобы о том, что статья 8.31 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 2 статье 8.7 КоАП РФ, как основанное на ошибочном толковании закона состоятельным признано быть не может.
Ссылка заявителя на отдельные примеры судебной практики не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среда Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 03/4-728/2021 от 06 декабря 2021 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Газпром-Ноябрьскнефтегаз" оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.