Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Романова А.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) Главного управления лесами Челябинской области N 13 от 17 марта 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 12 сентября 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 26 октября 2022 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) Главного управления лесами Челябинской области от 17 марта 2022 года N 13, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 12 сентября 2022 года, решением судьи Челябинского областного суда от 26 октября 2022 года, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 590 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО "РЖД" просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614 (далее - Правила). Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п. 37 Правил полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 24 августа 2021 года в 14-15 часов на территории Еманжелинского участкового лесничества Шершневского лесничества в квартале N 36 выделах 1, 2, 30 в 4-х километрах северо-восточнее п.Березняки произошел лесной пожар вдоль железной дороги, по результатам административного расследования установлено, что причиной данного пожара стал переход огня с линейного объекта (полоса отвода вдоль железной дороги) с кадастровым номером "данные изъяты", правообладателем данной территории является ОАО "РЖД".
Также установлено, что ОАО "РЖД" в нарушение п.37 "Правил пожарной безопасности в лесах", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614, не очистило полосу отвода железной дороги от валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, не отделило границу полосы отвода железной дороги от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3-5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров, что привело к распространению и возникновению лесного пожара на территории Еманжелинского участкового лесничества Шершневского лесничества в квартале N 36 выделах 1, 2, 30 в 4-х километрах северо- восточнее п.Березняки, площадью 7, 00 га.
В связи с данными обстоятельствами, указывающими на нарушение ОАО "РЖД" п. 37 Правил, повлекшими возникновение лесного пожара, в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности.
Обстоятельства нарушения Правил, повлекшие возникновение лесного пожара, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.2 и 26.11 КоАП РФ. Допущенное нарушение указывает на наличие в действиях (бездействиях) юридического лица объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения не усматривается.
Доводы жалобы о том, что в материалах дела не имеется допустимых доказательств вины общества, не установлены очаг возникновения пожара, причинно-следственная связь между нарушением обществом правил пожарной безопасности в лесах и лесным пожаром, а само нарушение правил пожарной безопасности в лесах без последствий образует состав иного правонарушения, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных (должностным лицом и судьями) на их основании юридически значимых обстоятельств. При этом оснований полагать, что выводы о наличии в деянии ОАО "РЖД" объективной стороны вмененного правонарушения (с учетом имеющихся доказательств) являются необоснованными, что при оценке доказательств допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, не усматривается. Оснований для назначения судебной экспертизы не имелось.
В настоящем случае должностное лицо и судьи пришли к правильным выводам об объективно имевших место нарушениях обществом правил пожарной безопасности в лесах и лесном пожаре, при этом причинно-следственная связь между нарушениями и последствием, вопреки доводам жалобы, также подтверждена собранными по делу доказательствами. При разрешении вопроса о квалификации действий общества по ч. 1 ст. 8.32 либо по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ должностное лицо и судьи правомерно исходили из факта наступивших последствий в виде лесного пожара.
Приведенная в жалобе субъективная оценка имеющихся доказательств относительно причин пожара не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что все возможные меры для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах ОАО "РЖД" не предприняло, именно невыполнение данным юридическим лицом требований правил пожарной безопасности в лесах (п. 37 Правил) повлекло возникновение лесного пожара.
В связи с изложенным в действиях юридического лица должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств правильно установлен факт нарушений правил пожарной безопасности, повлекших возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Изложенные в жалобе доводы о необходимости применения правила, закрепленного в ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, при назначении наказания, были предметом проверки судей нижестоящих судов, обоснованно ими отклонены.
В данном случае нарушения правил пожарной безопасности в лесах выявлено должностным лицом не в ходе контрольного мероприятия, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", каждое из нарушений образует самостоятельный состав административного правонарушения, поэтому судебные инстанции обоснованно не усмотрели оснований для применения положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ при назначении наказания.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет. Кроме того, различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Протокол об административных правонарушениях соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нем содержатся все необходимые сведения.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления должностного лица и решений судей районного и областного судов в части назначенного административного наказания.
Частью 4 ст. 8.32 КоАП РФ (в применимой редакции) предусмотрено административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Назначая ОАО "РЖД" административный штраф в размере 590 000 рублей, должностное лицо исходило из наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность, - повторного совершения однородного административного правонарушения. Вместе с тем в настоящем деле и административном материале отсутствуют сведения, указывающие на то, что до 17 марта 2022 года ОАО "РЖД" было привлечено к административной ответственности за совершение однородных правонарушений и что вмененное обществу правонарушение совершено в период, когда оно считалось подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах размер административного штрафа, назначенного ОАО "РЖД", следует уменьшить до 500 000 рублей.
Ошибочное указание судьей районного суда на то, что административное наказание назначено ОАО "РЖД" должностным лицом в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, по сути являясь опиской, не может повлечь отмену обжалуемых актов. Оснований для применения положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) Главного управления лесами челябинской области от 17 марта 2022 года N 13, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 12 сентября 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 26 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги", изменить, размер назначенного открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" административного наказания в виде административного штрафа снизить до 500 000 рублей.
В остальной части указанные постановление и решения оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.