Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ТехноМодель" Хохлова А.А. на постановление начальника Тюменского межрайонного отдела государственного лесного контроля Управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области от 17 марта 2022 года, решение судьи Исетского районного суда Тюменской области от 16 мая 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 11 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТехноМодель",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Тюменского межрайонного отдела государственного лесного контроля Управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области от 17 марта 2022 года общество с ограниченной ответственностью "ТехноМодель" (далее также - ООО "ТехноМодель", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Исетского районного суда Тюменской области от 16 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 11 июля 2022 года, постановление изменено, назначенное ООО "ТехноМодель" наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снижено до 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Хохлов А.А. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Действующие Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614 Указанные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 3 Правил определено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В силу пункта 5 Правил, мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 названных Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил пожарной безопасности в лесах, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается: а) использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0, 5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления.
Пунктом 12 Правил установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (подпункт "в"). В случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (подпункт "г").
Из материалов дела следует, что 07 ноября 2021 года поступило сообщение о лесном пожаре в квартале 29 выдела 23 Южного участкового лесничества в 6, 2 км от с. Станичное, площадь пожара 1, 3 га.
09 ноября 2021 года главным специалистом Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области составлен акт осмотра лесного участка с фототаблицей, в этот же день участковым лесничим Исетского лесничества ГКУ ТОГ "Тюменьлес" составлен акт о лесном пожаре N 62. Из указанных актов усматривается, что на месте возникновения пожара обнаружены остатки от сжигания порубочных остатков ООО "ТехноМодель", следы распространения огня от кострищ по лесной подстилке на лесные насаждения, причиной возникновения лесного пожара указано: в результате нарушения лесопользователями правил пожарной безопасности, виновником пожара указано ООО "ТехноМодель". Лесной пожар локализован в 13:00 часов работниками Исетского филиала ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" - 10 человек, ООО "ТехноМодель" - 4 человека.
В связи с данными обстоятельствами, указывающими на нарушение ООО "ТехноМодель" пункта 5, подпункта "а" пункта 8 Правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара, в отношении ООО "ТехноМодель" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности.
Факт нарушения ООО "ТехноМодель" правил пожарной безопасности, повлекшего возникновение лесного пожара, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым в ходе рассмотрения дела и пересмотре дела в нижестоящих судебных инстанциях дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как свидетельствующим в своей совокупности о виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Доводы о том, что вина общества в совершении административного правонарушения не установлена, фактический виновник пожара не установлен, доказательства сжигания порубочных остатков отсутствуют, причинно-следственная связь между нарушением обществом правил пожарной безопасности в лесах с лесным пожаром не установлена, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных (должностным лицом и судьями) на их основании юридически значимых обстоятельств. При этом оснований полагать, что выводы о наличии в деянии ООО "ТехноМодель" объективной стороны вмененного правонарушения (с учетом имеющихся доказательств) являются необоснованными, что при оценке доказательств допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
В настоящем случае должностное лицо и судьи пришли к правильным выводам об объективно имевших место нарушениях обществом правил пожарной безопасности в лесах и лесном пожаре, при этом причинно-следственная связь между нарушениями и последствием, вопреки утверждениям подателя жалобы, также подтверждена представленными в материалы дела доказательствами. При разрешении вопроса о квалификации действий общества по части 1 статьи 8.32 либо по части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судьи правомерно исходили из факта наступивших последствий в виде лесного пожара.
Приведенная в жалобе субъективная оценка имеющихся доказательств относительно причин пожара не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения.
В силу части 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах ООО "ТехноМодель" не предпринято, именно невыполнение данным юридическим лицом требований правил пожарной безопасности в лесах (пункта 5, подпункта "а" пункта 8) повлекло возникновение лесного пожара.
В связи с изложенным, в действиях юридического лица должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств правильно установлен факт нарушений правил пожарной безопасности, повлекших возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административных правонарушениях соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в соответствии с санкцией нормы.
При пересмотре дела судьей районного суда, а затем судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные решения.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника Тюменского межрайонного отдела государственного лесного контроля Управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области от 17 марта 2022 года, решение судьи Исетского районного суда Тюменской области от 16 мая 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 11 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТехноМодель" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ТехноМодель" Хохлова А.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.