Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу начальника межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств "данные изъяты" на вступившие в законную силу решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 12 июля 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Каргапольского района Курганской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от 27 мая 2022 года администрация Каргапольского района Курганской области (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 12 июля 2022 года (дело N 12-33/2022), оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, просит отменить указанные судебные решения, ссылаясь на законность и обоснованность постановления, поскольку сведения о принятых должником мерах в целях реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями и объем субвенций, предоставляемых из бюджета Курганской области, не предоставлены.
Администрация Каргапольского района, извещенная надлежащим образом о подаче жалобы, возражений в установленный срок не представила.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, решением Каргапольского районного суда от 25 июля 2019 года удовлетворены исковые требования прокурора Каргапольского района в интересах "данные изъяты" "данные изъяты". к администрации Каргапольского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение, на администрацию Каргапольского района возложена обязанность предоставить "данные изъяты" "данные изъяты". благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенное на территории муниципального образования Каргапольский район Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
12 октября 2019 года на основании исполнительного листа, выданного Каргапольским районным судом Курганской области на основании решения суда от 25 июля 2019 года, заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Каргапольского РО СП УФССП России по Курганской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N "данные изъяты", должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней; 26 июля 2021 года указанное исполнительное производство передано в МРО СП по ИОИП УФССП России по Курганской области, где было принято к исполнению 03 августа 2021 года, исполнительному производству присвоен N "данные изъяты"
Основанием для привлечения администрации Каргапольского района к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы должностного лица, изложенные в постановлении от 27 мая 2022 года, о том, что администрация Каргапольского района Курганской области, являясь должником по исполнительному производству N "данные изъяты", не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 25 апреля 2022 года, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от 07 апреля 2022 года о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа, при наличии постановления судебного пристава-исполнителя от 13 апреля 2020 года о взыскании исполнительского сбора за невыполнение требований исполнительного документа неимущественного характера.
Отменяя постановление судебного пристава-исполнителя и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, обусловлено объективными причинами, не зависящими от должника.
Делая выводы об отсутствии вины администрации Каргапольского района в неисполнении требований исполнительного документа к вновь установленному сроку, судья районного суда исходил из того, что исполнительным документом на администрацию возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность, то есть возложенная обязанность неразрывно связана с надлежащим исполнением Правительством Курганской области обязательства приобрести жилое помещение и передать его в муниципальную собственность, а должник не имеет возможности самостоятельно исполнить решение суда.
При этом судья районного суда, ссылаясь на отсутствие вины администрации, указал, что должностным лицом при вынесении постановления не были учтены обращения в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области о предоставлении сведений о сроках передачи жилых помещений в муниципальную собственность от 14 сентября 2020 года, от 21 января 2021 года, от 17 февраля 2021 года; договоры аренды земельных участков от 30 августа 2021 года, заключенные с ИП "данные изъяты", целью предоставления которых является строительство домов в р.п. Каргаполье, по ул. С.П. Королева, 38 и ул. Г.К. Жукова, 43; договор аренды земельного участка от 18 мая 2021 года, заключенный с ООО " "данные изъяты"", целью предоставления которого является строительство дома в р.п. Каргаполье, по ул. Кирова, 13.
Судья областного суда согласился с этими выводами судьи районного суда.
Однако, при рассмотрении жалоб судьями оставлено без внимания то, что само по себе возложение обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение именно за счет средств бюджета Курганской области не указывает на неисполнимость требований исполнительного документа в юридически значимый период времени по объективным причинам, не зависящим от самого должника.
Из положений статьи 4 Закона Курганской области от 05 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" следует, что органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями; обеспечение материальными ресурсами при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, состоявшиеся по делу судебные акты не содержат каких-либо выводов о принятии администрацией Каргапольского района (как должником по исполнительному производству) своевременных, необходимых и достаточных мер (в том числе, связанных с получением необходимого финансирования из областного бюджета) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок до 25 апреля 2022 года.
Представленные документы, принятые во внимание судебными инстанциями, не подтверждают с достоверностью принятие администрацией каких-либо мер к исполнению требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от 07 апреля 2022 года.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Изложенное свидетельствует о том, что судьями нижестоящих инстанций не дана всесторонняя оценка имеющимся в деле доказательствам, принято преждевременное решение об отмене постановления и прекращении производства по делу, вследствие чего постановленные ими судебные акты не могут быть признаны обоснованными.
Кроме того, судьей Каргапольского районного суда Курганской области жалоба на постановление должностного лица рассмотрена с нарушением правил территориальной подсудности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Настоящее дело рассмотрено начальником отделения - старшим судебным приставом межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области по адресу: г. Курган, ул. К.Мяготина, д. 119. Данный адрес (место рассмотрения дела) относится к юрисдикции Курганского городского суда Курганской области.
В соответствии с вышеуказанной нормой жалоба законного представителя администрации Каргапольского района Курганской области на постановление должностного лица подлежала рассмотрению по месту рассмотрения дела судьей Курганского городского суда Курганской области.
Судьей областного суда при рассмотрении жалобы на решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области данное нарушение не устранено.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 12 июля 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 год подлежат отмене, а дело - направлению в Курганский городской суд Курганской области на стадию принятия жалобы к рассмотрению.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, судье Курганского городского суда Курганской области надлежит правильно установить фактические обстоятельства, оценить все доказательства в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выполнить требования ст. 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 12 июля 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Каргапольского района Курганской области, отменить.
Направить дело в Курганский городской суд Курганской области на стадию принятия жалобы к рассмотрению.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.