Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Лицензионный контроль" Ануфриевой Ольги Викторовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N2 Центрального района города Челябинска от 30 июня 2021 года, решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 02 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Лицензионный контроль",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 Центрального района города Челябинска от 30 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Челябинска от 02 сентября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Лицензионный контроль" (далее - ООО "Лицензионный контроль", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты защитник Общества просит их отменить, как незаконные.
Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, которое не подлежит рассмотрению, поскольку нормами КоАП РФ не предусмотрен срок обжалования, опротестования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
15 ноября 2022 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Положениями части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено при рассмотрении дела, 30 августа 2019 года ООО "Лицензионный контроль" предоставлена лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Местом нахождения и осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: город Челябинск, улица 250-летия Челябинска, дом N67, неж. пом. N1.
04 августа 2020 года проведено обследование указанного адреса на предмет возможности осуществления по нему связи с ООО "Лицензионный контроль", в ходе которого нахождение данной организации по адресу не установлено. 30 сентября 2020 года в ЕГРЮЛ внесены изменения в части места нахождения юридического лица: г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 63, квартира 119. Из информации, поступившей 01 февраля 2021 года от ООО "УК "Микрорайон Западный" следует, что по адресу: г. Челябинск, ул. 250 Челябинска, 67, договорные отношения аренды с ООО "Лицензионный контроль" отсутствуют.
На основании распоряжения от 18 января 2021 года N1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Челябинской области (далее - УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области) назначено проведение плановой выездной проверки в период с 27 января по 09 февраля 2021 года в отношении юридического лица ООО "Лицензионный контроль" в рамках лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, реестровый номер ФРГУ N10002426044.
29 января 2021 года Обществом получено указанное распоряжение.
01 и 09 февраля 2021 года при выходе на место нахождения ООО "Лицензионный контроль" и осуществления лицензируемой деятельности: город Челябинск, улица 250-летия Челябинска, дом N67, неж. пом. 1, установлено, что по данному адресу Общество не располагается и деятельности не осуществляет.
Распоряжением УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области от 02 февраля 2021 года N1 внесены изменения в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, в связи с изменением адреса нарождения Общества.
03 марта 2021 года издано повторное распоряжение N12 и уведомление о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Лицензионный контроль", направленное по адресу: г. Челябиснк, ул. 250-летия Челябинска, д. 63, квартира 119, направление было возвращено отправителю за истечением срока хранения либо в связи с уклонением Общества от получения почтовых отправлений.
03 апреля 2021 года и 16 апреля 2021 года должностными лицами осуществлен выезд по адресу места осуществления лицензируемой деятельности - город Челябинск, улица 250-летия Челябинска, дом N67, неж. пом. 1, в ходе которого было установлено, что с 16 декабря 2019 года по 31 октября 2020 года данное помещение использовалось ИП "данные изъяты". на основании договора аренды нежилого помещения N 1 от 16 декабря 2019 года. Также указанные помещения эксплуатируются "данные изъяты". на правах аренды и в настоящее время. "данные изъяты". пояснила, что обладает информацией о том, что до 16 декабря 2019 года указанные помещения арендовало ООО "Лицензионный контроль". Сведениями о нахождении ООО "Лицензионный контроль" "данные изъяты". не обладает.
Также 16 апреля 2021 года осуществлен выезд по адресу места нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ - г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 63, квартира 119, в результате которого установлено, что по данному адресу расположено десятиэтажное здание многоквартирного жилого дома, квартира N 119 расположена на первом этаже, дверь никто не открыл. Согласно информации, полученной от соседей (жительницы квартиры N 120 "данные изъяты" "данные изъяты".) в квартире N 119 проживает молодая семья в ребенком. О месте нахождения ООО "Лицензионный контроль" "данные изъяты" "данные изъяты" не знает.
В распоряжении должностных лиц лицензирующего органа поступило письмо (поступившее 26 января 2021 года) директора ООО "Лицензионный контроль" Казиулина Р.Р. с информацией о том, что ООО "Лицензионный контроль" с 01 января 2021 года прекращено осуществление лицензируемого виде деятельности по адресу, указанному в лицензии. Также в адрес лицензирующего органа поступило заявление о переоформлении лицензии, которое возвращено заявителю в связи с неустранением недостатков.
Таким образом, 16 апреля 2021 года в 16 часов 45 минут по адресу г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, дом 63, квартира 119, ООО "Лицензионный контроль" воспрепятствовало законной деятельности должностных лиц органа государственного контроля, уполномоченного на проведение мероприятий по надзору, повлекшее невозможность проведения проверок, что выразилось в том, что при проведении выездной проверки было установлено, что ООО "Лицензионный контроль" отсутствует, как по адресу места нахождения (г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 63, квартира 119), так и по адресу, ранее заявленному обществом в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности (город Челябинск, улица 250-летия Челябинска, дом N67, неж. пом. 1), который ранее совпадал с адресом местонахождения.
Уклонение ООО "Лицензионный контроль" от проведения проверки должностным лицом органа государственного надзора, повлекшее невозможность проведения проверки, и совершение тем самым правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 04 июня 2021 года, отвечающем требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия ООО "Лицензионный контроль" правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьи 26.1 данного кодекса.
Довод жалобы о том, что ООО "Лицензионный контроль" не извещалось о проведении плановой проверки были предметом рассмотрения судьи районного суда, правомерно отклонены с привидением аргументированных мотивов.
Суждения заявителя о направлении 11 января 2021 года сообщения об изменении адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, в связи с чем отсутствует воспрепятствование проведению проверки, подлежат отклонению.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции, действующей на момент проведения проверки) лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Таким образом, сам факт направления заявлению о смене места осуществления лицензируемого вида деятельности не свидетельствует об отсутствии виновного бездействия Общества при проведении проверки, поскольку только после переоформления лицензии ООО "Лицензионный контроль" имело возможность осуществлять лицензируемый вид деятельности по иному адресу.
Имеющие правовое значение доводы защитника Общества были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств не опровергает выводы о наличии в бездействии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Право ООО "Лицензионный контроль" на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для изменения размера назначенного обществу административного штрафа.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, с 06 апреля 2022 года введена в действие статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
10 июня 2017 года ООО "Лицензионный контроль" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (категория "микропредприятие").
Санкцией части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ административный штраф для юридических лиц предусмотрен в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая статус юридического лица, отсутствие в материалах дела сведений об исполнении назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы кассационным судом, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, улучшающей правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты подлежат изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 10 000 рублей.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N2 Центрального района города Челябинска от 30 июня 2021 года, решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 02 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Лицензионный контроль" изменить, снизив административное наказание в виде административного штрафа до 10 000 рублей.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника общества - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.