Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского управления межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". на решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 августа 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нижневартовские коммунальные системы",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского управления межрегионального управления Росприроднадзора от 13 августа 2021 года общество с ограниченной ответственностью "Нижневартовские коммунальные системы" (далее - ООО "Нижневартовские коммунальные системы") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В связи с вынесением указанного постановления должностным лицом внесено представление N160-ОН от 13 августа 2021 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Указанные постановление и представление N160-ОН от 13 августа 2021 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, защитником ООО "Нижневартовские коммунальные системы" обжалованы в суд.
Решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 февраля 2022 года, постановление должностного лица изменено, из постановления исключены сведения о том, что "при осуществлении хозяйственной деятельности ООО "Нижневартовские коммунальные системы" образуются отходы производства и потребления, не разработана программа производственного экологического контроля, не предоставлен (отсутствует) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год. При анализе отчетности поступающей в Управление установлено, что Обществом не предоставлена (не сдана) за 2020 год "Декларация за негативное воздействие на окружающую среду", что является нарушением Порядка представления декларации, утвержденного приказом Минприроды России от ЮЛ2/2020 N 1043. Статистическая отчетность по форме 2 ТП-Отходы ООО "НКС" в Управление за период 2020 год не представлялась", в остальной части постановление оставлено без изменения. Представление N160-ОН от 13 августа 2021 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, отменено.
Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2022 года отменены решение судьи городского суда и решение судьи суда автономного округа, дело направлено в Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на стадию принятия жалобы к рассмотрению.
Решением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2022 года отменено представление N160-ОН от 13 августа 2021 года, постановление старшего государственного инспектора Северо-Уральского управления межрегионального управления Росприроднадзора от 13 августа 2021 года, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление - старший государственный инспектор Северо-Уральского управления межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты", просит об отмене решения судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 августа 2022 года, решения судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2022 года, принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО "Нижневартовские коммунальные системы" уведомлено о подаче указанной жалобы, возражения не направило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении с приложенным материалом, поступившего в суд кассационной инстанции 07 декабря 2022 года, и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что 29 июля 2020 года между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, администрацией города Нижневартовска и ООО "Экология водоснабжения" (впоследствии переименовано в ООО "Нижневартовские коммунальные системы") было заключено концессионное соглашение о передаче объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования города Нижневартовска.
15 сентября 2020 года объекты, эксплуатируемые МУП г. Нижневартовска "Горводоканал", посредством подписания актов приема передачи имущества, были переданы ООО "Нижневартовские коммунальные системы".
Постановлением администрации города Нижневартовска от 17 сентября 2020 года N 820 ООО "Нижневартовские коммунальные системы" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Нижневартовск с 02 октября 2020 года. С этой же даты общество приступило к осуществлению деятельности по водоснабжению и водоотведению в городе Нижневартовске.
20 февраля 2021 года в адрес ООО "Нижневартовские коммунальные системы" от региональной общественной организации "Экологическая безопасность Югры" поступило обращение о предоставлении экологической информации.
04 марта 2021 года в адрес общественной организации направлен ответ, согласно которому производственный контроль в отношении сточных вод и осадков сточных вод, предусмотренный законодательством Российской Федерации, осуществляется в полном объеме. Результаты такого контроля в виде предусмотренных форм отчетности, в том числе статистической отчетности, предоставляются в уполномоченные органы исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства. Предоставление сведений в адрес общественных организаций законодательством не предусмотрено.
В адрес Северо-Уральского управления межрегионального управления Росприроднадзора поступило заявление региональной общественной организации "Экологическая безопасность Югры" по факту того, что в ответ на ее обращение ООО "Нижневартовские коммунальные системы" не предоставлена полная и достоверная информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды при осуществлении деятельности на КОС города Нижневартовска.
В связи с указанными обстоятельствами, а также при имеющейся информации о том, что объект негативного воздействия - иловые площадки не поставлен государственный учет, отчет об организации и о результатах осуществления производственного контроля не поступал, должностным лицом вынесено определение от 05 апреля 2021 года о возбуждении в отношении ООО "Нижневартовские коммунальные системы" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.
По приведенным обстоятельствам в отношении ООО "Нижневартовские коммунальные системы" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением должностного лица ООО "Нижневартовские коммунальные системы" привлечено к административной ответственности, также должностным лицом внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
При пересмотре дела судья городского суда, указав на то, что реализация права общественных объединений и некоммерческих организаций на получение своевременной, полной и достоверной информации о фактах хозяйственной и иной деятельности возможна при условии, что указанная деятельность создает угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, поскольку из обращения общественной организации от 19 февраля 2021 года не следует, что указанная деятельность создает угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, допускаемых при эксплуатации КОС, отказ в предоставлении информации в адрес общественной организации не является основанием для привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем постановление должностного лица отменил и производство по делу прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Установив, что представление не содержит обстоятельств и ссылок на нормы права, свидетельствующие о совершении обществом административного правонарушения, судья городского суда пришел к выводу о его неисполнимости, и наличии оснований для его отмены.
Судья суда автономного округа, установив, что общество не предоставило программу производственного экологического контроля, отчет об организации и о результатах осуществления производственного контроля за 2020 год, не только в адрес общественной организации, но и в административный орган, указав на то, что данным обстоятельствам не дана оценка судьей городского суда, вместе с тем, ссылаясь на то, что срок привлечения общества к административной ответственности истек, оставил решение судьи городского суда без изменения.
В настоящей жалобе автор жалобы просит об отмене вышеуказанных судебных актов, излагая обстоятельства дела и трактуя нормы права, ссылаясь на то, что обществом не представлены экологические сведения в адрес вышеуказанного общественного объединения, указывает на наличие в деянии общества состава и события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем данные доводы жалобы не могут служить основанием к отмене судебных актов ввиду следующего.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Возможность вынесения постановления об отмене решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, с принятием решения об оставлении без изменения постановления по делу об административном правонарушении, указанная статья не предусматривает.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент поступления в кассационный суд общей юрисдикции указанной жалобы должностного лица административного органа и рассмотрения жалобы, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для этой категории дел, истек, а производство по делу в отношении общества было прекращено, возможность возобновления производства по данному делу утрачена.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Доводы поданной в суд кассационной инстанции жалобы не являются основанием для отмены состоявшихся по данному делу судебных актов по изложенной выше причине - соответствующая правовая возможность в настоящий момент (с учетом прекращения производства по делу и истечения срока давности привлечения к административной ответственности) исключена.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 августа 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нижневартовские коммунальные системы", оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского управления межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". - оставить без изменения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.