Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дыхновой Натальи Евгеньевны на решение Миасского городского суда Челябинской области от 14 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 мая 2022 года по административному делу N2а-106/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Челябинской области (далее - Инспекция) к Дыхновой Наталье Евгеньевне о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, объяснения представителя Инспекции Шолмовой Е.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Дыхновой Н.Е.:
-16 250 рублей - недоимку по транспортному налогу за 2016 - 2019 годы;
-5 220, 06 рублей - пени по транспортному налогу за 2014 год за период с 01 декабря 2015 года по 30 ноября 2020 года;
-7 211, 36 рублей - недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год;
-1 119, 86 рублей - пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год период с 12 июля 2018 года по 30 ноября 2020 года;
-118, 28 рублей - пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год за период с 01 декабря 2015 года по 30 ноября 2020 года;
-2 000 рублей - штрафы.
В обоснование заявленных требований Инспекция указала на неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок, в связи с чем образовалась недоимка и начислены пени.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 14 февраля 2022 года с Дыхновой Н.Е. взыскана недоимка по налогу на имущество за 2019 год в размере 7 211, 36 рублей; пени по налогу на имущество в сумме 1 119, 86 рублей за период с 12 июля 2018 года по 30 ноября 2020 года; пени по налогу на имущество в сумме 118, 28 рублей за период с 01 декабря 2015 года по 30 ноября 2020 года; штрафы в сумме 2 000 рублей.
Решение в части взыскания с Дыхновой Н.Е. указанной задолженности не подлежит исполнению ввиду выплаты указанных денежных средств. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 мая 2022 года решение суда отменено.
Принято новое решение о взыскании с Дыхновой Н.Е. пени по налогу на имущество за 2016 год в размере 1 119, 86 рублей за период с 12 июля 2018 года по 30 ноября 2020 года; штрафа на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 1 000 рублей; штрафа на основании пункта 2 статьи 128 НК РФ в размере 1 000 рублей; недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 1 975, 49 рублей; пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 5 220, 06 рублей за период с 01 декабря 2015 года по 30 ноября 2020 года. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В поданной 08 ноября 2022 года кассационной жалобе Дыхнова Н.Е. просит решение суда и апелляционное определение отменить, как незаконные, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на непроверенный судами и ошибочный расчет налоговым органом задолженности, а также пропуск Инспекцией срока обращения в суд.
В направленных письменных возражениях Инспекция указывает на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда кассационной инстанции.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела такие нарушения допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ).
Положениями статьи 75 НК РФ закреплено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции, установив, что Дынлова Н.Е. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, пришел к выводу о том, что административным ответчиком обязанность по уплате штрафов, налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 и 2019 годы не исполнена в установленный срок, процедура принудительного взыскания налоговым органом не нарушена, расчет задолженности является верным, в связи с чем удовлетворил административный иск в указанной части.
Учитывая, что при исполнении судебного приказа от 15 июня 2021 года с Дыхновой Н.Е. удержана сумма в размере 21 475, 55 рублей, суд первой инстанции указал, что решение суда не подлежит исполнению в части взыскания задолженности в размере 10 449, 50 рублей.
Судебная коллегия по административным делам, отменяя решение суда, пришла к выводу об обоснованности требований налогового органа по взысканию с Дыхновой Н.Е. пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, недоимки по транспортному налогу за 2019 год, и пени по транспортному налогу за 2014 год, а также штрафов.
Между тем, при разрешении спора, как суд первой инстанции, так и суд апелляционной инстанции при отмене решение суда, не учли следующее.
Как установлено при рассмотрении дела Дыхнова Н.Е. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Транспортный налог за 2016-2019 годы.
Транспортный налог за 2016, 2017, 2018 годы начислен Дыхновой Н.Е. в размере по 10 124 рубля за каждый налоговый период, о чем направлены налоговые уведомления N19603423 от 12 октября 2017 года; N32122246 от 14 июля 2018 года; N77372920 от 23 августа 2019 года.
Согласно карточки расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) транспортный налог за 2016 год оплачен 01 декабря 2017 года в сумме 624 рубля и 9 500 рублей; за 2017 год оплачен 30 ноября 2018 года в сумме 10 124 рубля; за 2018 год оплачен 02 декабря 2019 года в сумме 10 124 рубля, что соответствует представленным Дыхновой Н.Е. платежным документам (том 1 л.д. 149, 150, 155, 157).
Таким образом, обязанность по оплате транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы административным ответчиком исполнена.
По налоговому уведомлению N26793538 от 03 августа 2020 года (УИН "данные изъяты") Дыхновой Н.Е. начислен транспортный налог за 2019 год в сумме 9 918 рублей
Административным ответчиком в подтверждение уплаты транспортного налога за 2019 год представлена справка из ПАО Сбербанк о совершенном платеже по платежному поручению N40252369 от 01 декабря 2020 года на сумму 9 918 рублей со следующими реквизитами: налоговый платеж; основание платежа - ТП (текущий платеж); налоговый период - 01.12.2020 (за 2019 год); УИН - "данные изъяты" (соответствует УИН в налоговом уведомлении от 03 августа 2020 года); КБК "данные изъяты" (транспортный налог) (том 1 л.д. 135).
По сведениям КРСБ налоговым органом поступившая сумма в размере 9 918 рублей направлена на погашение недоимки по транспортному налогу за 2014 год.
Однако, учитывая указанные в платежном документе от 01 декабря 2020 года реквизиты произведенного платежа, Инспекция не вправе была производить зачет поступившей оплаты транспортного налога за 2019 год в размере 9 918 рублей в счет погашения предыдущих задолженностей налогоплательщика по данному налогу.
Поскольку административным ответчиком транспортный налог за 2016-2019 годы уплачен в установленные налоговым законодательством сроки, основания для взыскания недоимки по данному налогу отсутствуют.
Пени по транспортному налогу за 2014 год.
Инспекция просила взыскать с Дыхновой Н.Е. пени по транспортному налогу за 2014 год за период с 01 декабря 2015 год по 30 ноября 2020 года в сумме 5 220, 06 рублей.
По налоговому уведомлению N19603423 от 12 октября 2017 года Дыхновой Н.Е. начислен транспортный налог за 2014 год в размере 176 279 рублей в срок не позднее 01 декабря 2017 года (том 1 л.д. 211-212).
Административным ответчиком в материалы дела представлено полученное налоговое уведомление N518457 от 21 апреля 2015 года на оплату транспортного налога за 2014 год в сумме 176 279 рублей в срок не позднее 01 октября 2015 года (том 1 л.д.158), квитанция на оплату с указанием получателя ИФНС по Советскому району г. Челябинска (том 1 л.д.159), а также чек-ордер от 29 сентября 2015 года об оплате транспортного налога за 2014 год в сумме 176 279 рублей, получателем является ИФНС России по Советскому району города Челябинска (том 1 л.д.159).
Учитывая, что Дыхнова Н.Е. транспортный налог за 2014 год оплатила в установленные налоговым законодательством сроки, недоимка по налогу не возникла, оснований для взыскания пени по транспортному налогу за 2014 год не имеется.
Налог на имущество за 2019 год.
По налоговому уведомлению N26793538 от 03 августа 2020 года Дыхновой Н.Е. начислен налог на имущество за 2019 год в сумме 85 рублей (ОКТМО 75701380); 1 710 рублей (ОКТМО 75701390), 24 391 рубля (ОКТМО 75742000).
Административным ответчиком представлены справки из ПАО Сбербанк о произведенной 01 декабря 2020 года оплате (том 1 л.д.138-141):
-по платежным поручениям N40251234, N40249949 на сумму 85 рублей и 1 710 рублей с указанием реквизитов: КБК "данные изъяты" (налог на имущество физических лиц в городах с внутригородским делением), основание платежа - ТП (текущий платеж), налоговый период - 01.12.2020 (за 2019 год), УИН совпадает с УИН в налоговом уведомлении от 03 августа 2020 года;
-по платежному поручению N40250446 на сумму 14 391 рубль и 10 000 рублей с указанием реквизитов: КБК "данные изъяты" (налог на имущество в городах без внутригородского деления), основание платежа - ТП (текущий платеж), налоговый период - 01.12.2020 (за 2019 год), УИН совпадает с УИН по налоговому уведомлению.
По сведениям КРСБ поступившие суммы распределены следующим образом: 10 000 рублей на уплату налога на имущество за 2019 год; 14 391 рубля - 7 211, 36 рублей на уплату налога на имущество за 2016 год, 7 179, 64 рублей на уплату налогу на имущество за 2019 год.
Оплаты в размере 85 рублей и 1 710 рублей в КРСБ не отражены.
Принимая во внимание реквизиты платежных документов от 01 декабря 2020 года, Инспекция не вправе была производить зачет поступившей оплаты налога на имущество за 2019 год в размере 7 211, 36 рублей (по сроку уплаты 01 декабря 2020 года) в счет погашения предыдущих задолженностей налогоплательщика по данному налогу.
Основания для взыскания с Дыхновой Н.Е. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год отсутствуют.
Пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 119, 86 рублей.
Инспекция просит взыскать с Дыхновой Н.Е. пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1 119, 86 рублей.
По налоговому уведомлению N19603423 от 12 октября 2017 года начислен налог на имущество за 2016 год в размере 19 531 рубль (ОКТМО 75742000).
Дыхновой Н.Е. представлен чек-ордер от 01 декабря 2017 года на оплату 19 531 рубля со следующими реквизитами: назначение платежа - налоговый платеж; КБК "данные изъяты" (налог на имущество в городах без внутригородского деления); индекс документа - "данные изъяты" (соответствует индексу документа в сформированной квитанции на оплату) (том 1 л.д. 146).
По КРСБ налоговым органом поступившая сумма в размере 19 531 рубль распределена следующим образом: 7 268, 36 рублей на погашение недоимки за 2013 год, 12 262, 64 рубля - на оплату налога за 2016 год.
В рассматриваемом случае налоговый орган неправомерно произвел зачет из поступившей оплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 7 268, 36 рублей в счет погашения недоимки за более ранний период.
Пени по налогу на имущество в размере 118, 28 рублей.
Инспекция просит взыскать с Дыхновой Н.Е. пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 118, 28 рублей.
По расчету налогового органа пени начислены на недоимку в сумме 250 рублей за период с 01 декабря 2015 год по 30 ноября 2020 года в общем размере 121, 35 рублей (том 1 л.д.9).
Административным ответчиком представлено полученное налоговое уведомление N518457 от 21 апреля 2015 года на оплату налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 250 рублей в срок не позднее 01 октября 2015 года (том 1 л.д.158), квитанция на оплату с указанием получателя ИФНС по Советскому району г. Челябинска (том 1 л.д.160), а также чек-ордер от 29 сентября 2015 года об оплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 250 рублей (том 1 л.д.160).
Поскольку Дыхновой Н.Е. налог на имущество физических лиц за 2014 год оплачен в установленные налоговым законодательством сроки, недоимка по налогу не возникла, оснований для взыскания пени не имеется.
Взыскание штрафов.
Решениями Инспекции от 25 марта и 25 октября 2019 года Дыхнова Н.Е. привлечена к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 и пункту 2 статьи 128 НК РФ с назначением штрафов в размере по 1 000 рублей по каждому решению.
Административным ответчиком штрафы не уплачены, в связи с чем налоговым органом Дыхновой Н.Е. выставлено требование N85966 по состоянию на 01 декабря 2020 года об уплате, в том числе штрафов в общей сумме 2 000 рублей в срок до 11 января 2021 года.
15 июня 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Дыхновой Н.Е. задолженности по обязательным платежам, который 26 августа 2021 года отменен в связи с поступившими возражениями.
27 октября 2021 года в суд поступил административный иск Инспекции.
Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями НК РФ, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами.
Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.
Первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1, 2 статьи 69 НК РФ).
На основании положений статьи 69 НК РФ Инспекцией в адрес Дыхновой Н.Е. через личный кабинет налогоплательщика направлено требование N85966.
Последующее обращение Инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа регламентировано пунктом 2 статьи 48 НК РФ, при этом соблюдение налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Мировой судья не усмотрел оснований для отказа в вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика, что свидетельствует о соблюдении установленной процедуры.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
27 октября 2021 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть, с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа (26 августа 2021 года + 6 месяцев).
При таких обстоятельствах, вопреки суждениям административного ответчика, порядок принудительного взыскания штрафов не нарушен.
Требования Инспекции в указанной части подлежат удовлетворению.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с Дыхновой Н.Е. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
При изложенных обстоятельствах, судебные акты суда первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, поскольку обстоятельства дела установлены, суд кассационной инстанции считает возможным принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Миасского городского суда Челябинской области от 14 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 мая 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Дыхновой Натальи Евгеньевны штрафы в размере 1 000 рублей и 1 000 рублей на основании решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Челябинской области N160/126 от 25 марта 2019 года, N626/128 от 25 октября 2019 года.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Дыхновой Натальи Евгеньевны государственную пошлину в размере 400 рублей в доход местного бюджета.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме принято 19 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.