Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" и администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 октября 2022 года по административному делу N 2а-347/2022 по административному исковому заявлению Шарипова Зуфара Мухамедьяновича о признании недействующим постановления главы Кунашакского района от 12 мая 2003 года N 520 "Об утверждении годовых нормативов потребления тепловой энергии, вырабатываемой и реализуемой котельными, находящимися на территории Кунашакского района".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснение представителей администрации Кунашакского муниципального района Хусаинова В.Р, Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района Абдрахмановой Н.В, акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" Ильиных И.К, поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В. об отмене обжалуемого судебного акта, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением главы Кунашакского района от 12 мая 2003 года N 520 утвержден норматив потребления тепловой энергии, вырабатываемой и реализуемой газовыми котельными в размере 0, 342 Гкал, на 1 кв.м, площади в год. Норматив потребления тепловой энергии, вырабатываемой и реализуемой угольными котельными утвержден в размере 0, 4 Гкал, на 1 кв.м, площади в год.
Шарипов З.М, поживающий в многоквартирном доме, расположенном в с. Кунашак, не оборудованным общедомовым прибором учета, обратился в суд с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления с превышением своих полномочий и противоречит действующему федеральному законодательству.
По существу выражает несогласие с расчётом платы за коммунальную услугу по отоплению, с учетом того, что вносит плату круглый год (как в отопительный так и в межотопительный период).
Решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 23 июня 2022 года в удовлетворении требований Шарипова З.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 октября 2022 года решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение о признании оспариваемого постановления недействующим с даты его принятия.
В кассационных жалобах акционерное общество "Челябоблкоммунэнерго" и администрация Кунашакского муниципального района ставят вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, ссылаясь на его незаконность.
Указывают, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, требованиям нормативных правовых актов, действующих на дату его принятия, не противоречит.
Полагают, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, вынесено с учетом всех правовых обстоятельств, имеющих значение для дела, при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Местное самоуправление в Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (данный закон утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, действовал в период принятия оспариваемого постановления) это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через орган местного самоуправления вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Согласно же п. 2 ст. 6 этого Закона к вопросам местного значения относятся содержание и использование муниципального жилищного фонда.
Следовательно, коммунальное обслуживание населения относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления.
Правительством Российской Федерации 2 августа 1999 г. принято Постановление N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Пунктом 8 указанного Постановления (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого постановления) было предусмотрено, что органами местного самоуправления утверждаются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг.
Проанализировав указанные нормативные правовые акты и положения Устава муниципального образования "Кунашакский район" (принят населением Кунашакского района на референдуме 14 октября 1995 года, в ред. от 16.05.2001), суд первой инстанции, с выводами которого по существу согласился и суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормативы утверждены уполномоченным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.
При этом суд апелляционной инстанции верно указал, что в силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования Шарипова З.М. исходил из того, что оспариваемое постановление противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктам 4, 10 и 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306) ввиду того, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления не учтены конструктивные и технические параметры многоквартирных дома домов - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем, соответственно нормативы потребления данной коммунальной услуги не дифференцированы в соответствии с категориями многоквартирных домов.
Согласиться с такими выводами не представляется возможным.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192.
Отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение включалось в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья.
Минимальный набор услуг в целом по Российской Федерации приведен в приложении N 5 к Методическим рекомендациям (Центральное отопление 6, 7 гкал в год).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 признан утратившим силу подпункт "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 N 609, а также утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 12.08.2010, нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 13.08.2010 полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Действительно, в силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем, а в соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, с силу подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31.12.2016 вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 01.01.2023.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 декабря 2016 г. N 66/2 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, применяемых на территории Челябинской области" определен поэтапный переход к установлению на территории Челябинской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению не позднее 1 января 2023 г.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные пунктом 2 данного постановления, вводятся в действие с учетом поэтапного перехода к установлению на территории Челябинской области единых нормативов по отоплению в муниципальных образованиях Челябинской области, с 1 января 2023 г. (за исключением Златоустовского городского округа).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что в Кунашакском муниципальном районе действовал норматив потребления тепловой энергии, установленный постановлением главы Кунашакского района от 12 мая 2003 года N 520 в соответствии с полномочиями, предоставленными органу местного самоуправления на момент принятия указанного решения, а Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг на нарушения которых, допущенные при принятии оспариваемого акта, указал суд апелляционной инстанции, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не существовали.
На момент разрешения административного дела нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные органом государственной власти субъекта Российской Федерации не применяются, продолжают действовать нормативы, установленные органами местного самоуправления по состоянию на 30 июня 2012 г, поэтому в данном случае при проведении расчета размера платы за эту коммунальную услугу может быть применен норматив потребления, установленный органом местного самоуправления.
По изложенным мотивам нельзя согласиться и с утверждением административного истца о том, что оспариваемое нормативное положение, вопреки требованиям федерального закона, нарушает его права в упоминаемом им аспекте.
При этом следует отметить, что отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с расчетом размером платы, осуществляемым акционерным обществом "Челябоблкоммунэнерго", применительно к способу осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (равномерно в течение календарного года), что само по себе не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления и решения суда первой инстанции, которым в порядке абстрактного нормоконтроля проверено и подтверждено соответствие названного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее регулирование в части необходимости регламентации иного порядка, не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.
Проверяя полномочия органа (должностного лица), суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания оспоренных нормативных правовых положений отсутствует.
Суд первой инстанции принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании. Выводы суда о законности оспариваемых предписаний подробно мотивированы, основаны на законоположениях и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном административном деле правоотношения, применены и истолкованы судом апелляционной инстанции неправильно, поэтому апелляционное определение не может быть признано законным и подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 октября 2022 года отменить, оставить в силе решение Кунашакского районного суд Челябинской области от 23 июня 2022 года.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.