Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Ложкарёвой О.А, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-483/2022 по иску Прайнесбергер Эрики-Елизаветы Валерьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости, включении в страховой стаж периодов работы, назначении страховой пенсии по старости, выплате страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Прайнесбергер Эрики-Елизаветы Валерьевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прайнесбергер Э-Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее по тексту - ОПФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) (в настоящее время переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономного округу-Югре), с учетом уточнений, о признании незаконными действий пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по старости; о включении в стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов с 13 июля 2016 года по 28 августа 2016 года, с 14 августа 2017 года по 13 февраля 2018 года, с 03 мая 2017 года по 05 мая 2017 года, с 14 августа 2018 года по 03 октября 2018 года, с 01 июля 2017 года по 06 марта 2018 года в качестве безработного, с 29 июня 1988 года по 19 апреля 1989 года, с 29 мая 1990 года по 19 апреля 1991 года нахождения в отпуске по уходу за детьми, с 19 августа 2010 года по 06 мая 2011 года работы в качестве руководителя кружка, уборщицы в сельском культурном комплексе "Селиярово", с 01 июня 2018 года по 01 ноября 2020 года в качестве дежурной (консьержки) подъезда; возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости с момента подачи заявления о назначении пенсии с июня 2018 года; возложении обязанности по выплате страховой пенсии по старости с августа 2018 года по декабрь 2021 года; взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 900 руб, почтовых расходов в размере 480 руб. (л.д. 10-15 том 1, 187-191, 232 том 2).
В обоснование заявленных требований Прайнесбергер Э-Е.В. сослалась на то, что она обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ей было отказано в этом, в связи с отсутствием страхового и северного стажа. Считает, что при решении вопроса о назначении пенсии не было учтено, что она является многодетной матерью. В связи с чем в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается раньше установленного возраста женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработала не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. К подсчету стажа, учтенного пенсионным органом, следует относиться критически, поскольку в разных документах продолжительность страхового и северного стажа указана различная: в уведомлении от 21 августа 2018 года N 497 указано страховой стаж - 23 года 02 месяца, стаж в районе Крайнего Севера - 12 лет; в ответе на обращение от 05 ноября 2020 года страховой стаж указан 18 лет 04 месяца 26 дней, стаж в районах Крайнего Севера - 13 лет 05 месяцев 08 дней. Полагает, что ОПФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре не представлено достаточных доказательств, подтверждающих законность исключения из ее стажа, некоторых периодов ее деятельности.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 августа 2022 года, Прайнесбергер Э-Е.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Прайнесбергер Э-Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы Прайнесбергер Э-Е.В. указывает на то, что она является юридически неграмотной, поэтому при обращении в пенсионный фонд подписывала те документы, который ей предлагали сотрудники ответчика, считала, что обратилась с заявлением о назначении пенсии. До назначения ей пенсии 01 апреля 2022 года она неоднократно обращалась в пенсионный орган с заявлениями, однако ответчик представил суду только ее заявление от 03 марта 2022 года. Оценка ее заявлению от 09 сентября 2021 года, поданному через Многофункциональный центр, суд оценку не дал. Она просила суд запросить всю ее переписку с ответчиком; ответчик по ее обращениям не принимал решения об отказе в назначении пенсии, которые она могла бы обжаловать в суд. Полагает, что суд не разрешилее требования относительно включения в стаж периодов ухода за детьми.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает решение и апелляционное определение подлежащими отмене ввиду нарушения судами норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 28 июня 2018 года Дудченко Е.В. (после перемены фамилии и имени Прайнесбергер Э-Е.В.), "данные изъяты" года рождения, по достижении "данные изъяты"-летнего возраста обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее по тексту - УПФ в г. Ханты-Мансийске, в результате реорганизации ОПФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) с заявлением о проведении заблаговременной работы для будущего назначения пенсии по старости.
Уведомлением от 21 августа 2018 года N 497 Дудченко Е.В. разъяснено о необходимости предоставления дополнительных документов в рамках заблаговременной работы для назначения страховой пенсии.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положением статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что 28 июля 2018 года (как указано в решении суда) истец обратилась к ответчику с заявлением о проведении заблаговременной работы для разрешения вопроса о возможности в дальнейшем назначении страховой пенсии по старости, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости не обращалась, ответчиком в назначении досрочной пенсии по старости истцу не отказывалось, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска, при этом указал, что истец с 19 мая 2016 года являлась получателем пенсии по инвалидности в порядке статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; с 01 апреля 2022 года Прайнесбергер Э-Е.В. назначена страховая пенсия по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на основании поданного ей заявления.
При назначении пенсии пенсионным органом включены в страховой стаж все указанные Прайнесбергер Э-Е.В. периоды, за исключением: с 03 мая 2017 года по 05 мая 2017 года, с 01 июля 2017 года по 13 августа 2017 года, с 14 февраля 2018 года по 06 марта 2018 года, 01 ноября 2020 года.
В соответствии со справкой Департамента труда и занятости населения от 22 мая 2019 года N 02/864 истец состояла на учете в качестве безработной в период с 10 июля 2017 года по 22 января 2019 года, при этом в страховой стаж подлежат включению периоды 14 августа 2017 года по 13 февраля 2018 года, с 14 августа 2018 года по 21 декабря 2018 года (периоды получения пособия по безработице). Как пояснила в суде Прайнесбергер Э-Е.В, период с 03 мая 2017 года по 05 мая 2017 года к зачету в стаж заявлен ей ошибочно.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконными, назначении пенсии, выплате пенсии подлежат отмене, поскольку приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец 28 июня 2018 года обратилась к ответчику с заявлением в порядке заблаговременной работы по назначению пенсии, представив паспорт и трудовую книжку (л.д. 238 том 2), о принятии заявления истцу выдано уведомление (л.д. 242 том 2). Пенсионным органом определялось право истца на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В рамках заблаговременной работы пенсионным органом истцу предлагалось представить дополнительные документы, часть из которых запрашивалась самим пенсионным органом, о чем Прайнесбергер Э-Е.В. уведомлялась 17 июля 2018 года (л.д. 246 том 2), 26 сентября 2018 года (л.д. 57-58 том 2), 29 ноября 2018 года (л.д. 198 том 2).
В уведомлении от 29 ноября 2018 года пенсионный орган разъяснил Прайнесбергер Э-Е.В, что на 27 октября 2018 года по представленным документам ее страховой стаж составляет 23 года 02 месяца, стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 12 лет, с учетом Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ право на пенсию у нее возникает 21 декабря 2021 года. Также в уведомлении указано на то, что при предоставлении документов, подтверждающих периоды работы и пополнения сведений лицевого счета право на пенсию может быть пересмотрено (л.д. 198 том 2). Данное уведомление Прайнесбергер Э-Е.В. получено 29 ноября 2018 года.
На обращение истца УПФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 29 июня 2021 года был дан ответ, что по результатам проведения заблаговременной работы, по представленным документам и по документам, поступившим на запросы, по сведениям индивидуального лицевого счета истца по состоянию на 31 декабря 2020 года ее страховой стаж составляет 26 лет 13 дней, стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 12 лет 09 месяцев (в перерасчете на стаж в районах Крайнего Севера - 09 лет 06 месяцев 22 дня). При наличии указанного стажа право на досрочную страховую пенсию по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О трудовых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ у нее возникает при достижении возраста 53 года и 6 месяцев - 21 декабря 2021 года.
При этом пенсионный орган в указанном ответе привел периоды работы и иной деятельности, включенные в страховой стаж истца и в стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л.д. 248-249 том 2).
С 01 апреля 2022 года Прайнесбергер Э-Е.В. назначена досрочная страховая пенсия по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О трудовых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-Федерального закона, как указано в ответе на обращение истца от 24 марта 2022 года, на основании заявления от 05 марта 2022 года о переводе со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости (л.д. 3 том 3).
Из справки от 09 августа 2022 года, представленной в суд апелляционной инстанции, следует, что по данным выплатного дела N 065600 при назначении Прайнесбергер Э-Е.В. страховой пенсии по старости пенсионным органом учтен страховой стаж продолжительностью 22 года 07 месяцев 06 дней, стаж в местности, приравненный к районам Крайнего Севера, - 12 лет 06 месяцев 29 дней (в перерасчете на стаж в районах Крайнего Севера - 09 лет 05 месяцев 06 дней).
В соответствии с исковым заявлением истец просила обязать пенсионный орган зачесть в ее стаж период работы с 19 августа 2010 года по 06 мая 2011 года. Согласно представленной справке от 09 августа 2022 года период работы истца с 19 августа 2010 года по 01 сентября 2010 года учтен в страховой стаж, период работы со 02 сентября 2010 года по 06 мая 2011 года - в стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Истец просила зачесть в стаж период ее работы с 01 июня 2018 года по 01 ноября 2020 года, согласно справке в стаж истца учтен период работы с 01 июня 2018 года по 13 августа 2018 года, период получения пособия по безработице с 14 августа 2018 года по 21 декабря 2018 года, период работы с 22 декабря 2018 года по 31 октября 2020 года.
Также истец просила зачесть в ее стаж периоды:
с 13 июля 2016 года по 28 августа 2016 года - данный период учтен пенсионным органом, как период получения пособия по безработице;
период с 01 июля 2017 года по 03 октября 2018 года - пенсионным органом в стаж истца учтены периоды с 14 августа 2017 года по 13 февраля 2018 года как период получения пособия по безработице, с 01 июня 2018 года по 13 августа 2018 года как работа, с 14 августа 2018 года по 21 декабря 2018 года как период получения пособия по безработице.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж засчитываются периоды получения пособия по безработице. Включение в страховой стаж периодов учета в качестве безработного (без выплаты пособия) пенсионным законодательством не предусмотрено.
Также истец просила включить в стаж периоды ухода за детьми с 29 июня 1988 года по 19 апреля 1989 года и с 29 мая 1990 года по 19 апреля 1991 года. Истец имеет сына, "данные изъяты" года рождения, в период ухода за ребенком до достижения им полутора лет (19 октября 1989 года) истец состояла в трудовых отношениях с Белогорским деревообрабатывающим заводом, период ее работы на данном предприятии с 17 января 1987 года по 28 мая 1990 года пенсионным органом включен в страховой стаж. Иные периоды ухода за детьми, согласно исковому заявлению, Прайнесбергер Э-Е.В. в качестве спорных не заявляла.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды ухода за ребенком до достижения им полутора лет.
С учетом изложенного, на основании представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для зачета в стаж заявленных Прайнесбергер Э-Е.В. периодов работы и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в соответствии с приложением N 4 к указанному Федерального закона на 2018 год величина индивидуального пенсионного коэффициента определена 8, 7) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Учитывая, что на 28 июня 2018 года при достижении Прайнесбергер Э-Е.В. "данные изъяты"-летнего возраста, наличии у нее троих детей, страхового стажа 20 лет, у нее отсутствовал необходимый стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (17 лет), который в силу приведенной нормы подлежит календарному исчислению, то ее доводы, приведенные в исковом заявлении, о наличии права на указанную пенсию, обоснованно не были приняты судом апелляционной инстанции во внимание.
В соответствии с пунктом 6 чти 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;
Таким образом, указанная пенсия могла быть назначена истцу при достижении 50-летнего возраста при условии наличия у нее страхового стажа не менее 20 лет, стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севра, не менее 20 лет, исчисленных календарно, индивидуального пенсионного коэффициента не менее 7, 8 (на 2018 год).
При наличии стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, продолжительностью полных 12 лет, с учетом приложения 6 к указанному Федеральному закону и положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ, предусматривающих поэтапное увеличение пенсионного возраста, право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ у Прайнесбергер Э-Е.В. могла возникнуть не ранее достижения ею 53 лет 6 месяцев, то есть не ранее 21 декабря 2021 года.
С учетом изложенного доводы истца о том, что указанная пенсия ей должна была назначена со дня первичного обращения в пенсионный орган - с 28 июня 2018 года обоснованно не признаны судом апелляционной инстанции состоятельными.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводами судебных инстанций о том, что страховая пенсия истцу не могла быть назначена ранее 01 апреля 2022 года, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2).
Согласно части 6 статьи 21 указанного Федерального закона правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н в соответствии с часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые действовали до 01 января 2022 года.
В силу пункта 19 указанных Правил заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
В соответствии с пунктом 20 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; б) изготавливает копии документов, поступивших для установления пенсии на бумажном носителе, и (или) переводит такие документы в электронную (цифровую) форму, и заверяет их; в) оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; г) регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 22 Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов; з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Пунктом 23 Правил определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться в пунктах 13, 15, 18, 19 действующих с 01 января 2022 года Правил обращения за страховой пенсий, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации.., утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 августа 2021 года N 546н.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением страховой пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Прайнесбергер Э-Е.В. неправильно применили к спорным отношениям нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии, в том числе нормативные положения о назначении страховой пенсии со дня обращения за пенсией, но не ранее возникновения права на нее, не учли разъяснения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вследствие чего не установили в качестве юридически значимых обстоятельств дату возникновения у Прайнесбергер Э-Е.В. права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ; имели ли место обращения истца в пенсионный орган с заявлениями о назначении ей пенсии в период не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста и до 01 апреля 2022 года; если такие обращения имели место, возникла ли у ответчика обязанность назначить Прайнесбергер Э-Е.В. досрочную страховую пенсию по старости ранее 01 апреля 2022 года.
Из приведенных норм Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, Правил обращения за назначением пенсии.., утвержденных 17 ноября 2014 года и 05 августа 2021 года, следует, что на пенсионный орган возлагается обязанность по проверке правильности оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам правильности составления. При этом заявление о назначении гражданином может быть подано различными способами, в том числе путем направления его по почте.
Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации услуги по установлению страховых пенсией, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N 16п, предусмотрена форма заявления о назначения пенсии.
В пункте 64 указанного Административного регламента приведен перечень оснований отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Так, в приеме заявления может быть отказано в связи с неустановлением личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявленим данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказа данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявлением документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия); неподтверждением полномочий представителя заявителя; непредставлением всех документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, при обращении с заявлением о назначении другой пенсии (переводе с одной пенсии на другую) за переводом с одной пенсии на другую, с заявлением о перерасчете размера пенсии, за исключением случая, указанного в абзаце третьем пункта 85 Административного регламента.
Отказ в приеме заявления в иных случаях не допускается.
В соответствии с пунктом 66 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у гражданина, обратившегося с заявлением, права на установление пенсии.
Обращаясь в суд с иском, с апелляционной жалобой истец указывала на то, что начиная с мая 2018 года по март 2022 года, многократно обращалась к ответчику с заявлениями о назначении пенсии, в целях проверки данного обстоятельства ходатайствовала о запросе у пенсионного органа переписки.
Суды не проверили данные доводы истца; содействие истцу в истребовании доказательств не оказали; не приняли во внимание требования вышесказанного Административного регламента, которым не предусмотрено таких оснований для отказа в принятии заявления, а также оснований для отказа в назначении пенсии, как представление гражданином заявления о назначении пенсии не по установленной регламентом форме.
Также при разрешении требований истца о признании действий пенсионного органа по отказу в назначении ей страховой пенсии по старости незаконными судами не учтено, что в соответствии с пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 05 мая 1997 года N 77-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
С учетом изложенного, суды не установили, какие действия предпринимались пенсионным органом при даче истцу разъяснений о наступлении права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-Федерального закона при наступлении возраста 53 лет 6 месяцев и получении в последующем от нее заявлений о назначении пенсии, по разъяснению ей о необходимости представить (оформить) заявление по установленной Административным регламентом форме.
Исходя из изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает судебные постановления в части отказа истцу в удовлетворении иска о признании действий ответчика по отказу в назначении пенсии незаконными, назначении пенсии, выплате пенсии подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 августа 2022 года в части отказа Прайнесбергер Эрике-Елизавете Валерьевне в удовлетворении требований о признании действий пенсионного органа по отказу в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконными, назначении пенсии, выплате пенсии отменить, дело в отменной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.