Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Пашкульской Т.Д, Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1384/2022 по иску Михайлова Анатолия Анатольевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО-Югре о признании незаконным решения о снятии с учета для предоставления социальной выплаты, отмене решения жилищной комиссии о снятии с учета для предоставления социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учете для предоставления социальной выплаты, по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО-Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Пашкульской Т.Д, объяснения представителя ответчика Гавриковой О.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя истца Яблонской И.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Михайлов А.А. обратился в суд с иском о признании незаконным решения о снятии с учета для предоставления социальной выплаты, отмене решения жилищной комиссии о снятии с учета для предоставления социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учете для предоставления социальной выплаты, мотивируя его тем, что 27 января 2014 года истец обратился к ответчику Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) с заявлением о постановке его составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в удовлетворении которого истцу отказано по причине обеспеченности жилой площадью сверх нормы. Данная обеспеченность жильем возникла у истца на основании решения Сургутского городского суда от 19 апреля 2013 года, которым за Михайловым А.А. и его семьей признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, общей площадью 83, 6 кв.м, расположенную по адресу: "данные изъяты". Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2014 года вышеуказанное решение отменено, в признании права собственности на квартиру истцу отказано. Тем самым, обеспеченность жильем, препятствующая постановке на учет, отпала. 28 августа 2014 года истец повторно обратился к ответчику с аналогичным заявлением, ссылаясь на апелляционное определение от 25 февраля 2014 года и наличие нуждаемости в жилом помещении. 06 октября 2014 года истец, составом семьи 4 человека, поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 01 июня 2021 года Михайлов А.А. с семьей сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании предоставления недостоверных сведений по состоянию на 28 августа 2014 года, ввиду наличия в собственности жилого помещения и обеспечением жильем выше нормы, установленной Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Считает данное решение незаконным, поскольку на момент принятия решения о постановке его на учет от 06 октября 2014 года уже было вынесено апелляционное определение, которым решение суда от 19 апреля 2013 года, послужившее основанием для возникновения у него права собственности на квартиру, отменено. Михайлов А.А. просил признать решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 01 июня 2021 года в части снятия его с учета для предоставления единой социальной выплаты незаконным и отменить его; возложить на ответчика обязанность восстановить истца на учете для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи повторного заявления от 28 августа 2014 года; взыскать с ответчика судебные расходы.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2022 года, исковые требования удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что действия территориальной комиссии по снятию истца с учета в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении о постановке на учет, а также не предоставления при постановке на учет полного комплекта требуемых документов являлись законными. Обеспеченность семьи истца по состоянию на 27 января 2014 года, по состоянию на 28 августа 2014 года, по состоянию на 06 октября 2014 года составляла 83, 6 кв.м, поэтому комиссия должна была принять решение об отказе Михайлову А.А. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью жилой площадью более 15 кв.м. на одного члена семьи. Согласно выписке из ЕГРН от 21 января 2021 года право собственности семьи Михайловых на квартиру по адресу: "данные изъяты" прекращено 02 февраля 2015 года на основании определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Со 02 февраля 2015 года данное жилое помещение находится в собственности субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В судебном заседании представитель ответчика Гавриков О.Г. доводы кассационной жалобы поддержала.
В судебном заседании представитель истца Яблонская И.В. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Михайлов А.А. проходил службу в МЧС России с 23 августа 1984 года по 02 марта 2012 года, относится к категории военнослужащих, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе более 10 лет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Михайлов А.А. состоит с 12 апреля 2001 года.
27 января 2014 года Михайлов А.А. обратился в жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о постановке его и членов его семьи (супруги "данные изъяты", сына "данные изъяты" года рождения, дочери "данные изъяты" года рождения) на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На дату подачи заявления семья Михайлова А.А. проживала в квартире, общей площадью 83, 6 кв.м, расположенной по адресу: "данные изъяты", находящейся в общей долевой собственности Михайлова А.А, "данные изъяты" по ? доли в праве.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 апреля 2014 года Михайлову А.А. с составом семьи 4 человека отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с обеспеченностью жилой площадью.
28 августа 2014 года Михайлов А.А. повторно обратился в жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с данным заявлением, указав на то, что решение Сургутского городского суда от 19 апреля 2013 года, которым за Михайловым А.А. и его семьей признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, общей площадью 83, 6 кв.м, расположенную по адресу: "данные изъяты", было отменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2014 года.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 06 октября 2014 года на основании пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", истец с составом семьи 4 человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, из расчета 4 х 18 = 72 кв.м.
При уточнении сведений в учетном деле Михайлова А.А, комиссией на основании выписки из ЕГРН от 21 января 2021 года установлено, что прекращение права собственности Михайлова А.А. на квартиру по адресу: "данные изъяты", зарегистрировано 02 февраля 2015 года, в связи с чем, на момент постановки заявителя на учет, у Михайловых отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как на одного члена семьи приходилось более 15 кв.м. (83, 6/4 = 20, 9 кв.м. обеспеченность каждого члена семьи).
Решением территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 01 июня 2021 года Михайлов А.А. снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с тем, что по состоянию на 27 января 2014 года, по состоянию на 28 августа 2014 года, Михайлов А.А. и члены его семьи являлись собственниками жилого помещения, общей площадью 83, 6 кв.м, обеспеченность жилой площадью одного члена семьи Михайловых составляла 83, 6 кв.м./4 чел. = 20, 9 кв.м, что не соответствует нормам пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что оснований для снятия истца с учета для предоставления единовременной социальной выплаты у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, предусмотренным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, в силу п. п. 1, 2 которой единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Частью 5 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 283-ФЗ, к которым относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно п. 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником по договору социального найма или в силу правоотношений собственности (в том числе общая площадь жилого помещения, в котором у сотрудника возникло право пользования таким жилым помещением по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации), вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения. При этом не имеет правового значения факт раздельного проживания с собственником при условии вселения им сотрудника в принадлежащее ему жилое помещение в качестве члена своей семьи.
Как установлено судами, право собственности на жилое помещение по адресу: "данные изъяты", возникло у Михайловых на основании решения Сургутского городского суда от 19 апреля 2013 года, которое отменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2014 года, в удовлетворении исковых требований Михайлова А.А, "данные изъяты" действующей также в интересах несовершеннолетней "данные изъяты", к Правительству ХМАО-Югры, БУ ХМАО-Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", Департаменту управления делами Губернатора ХМАО-Югры, Департаменту по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры о признании решения о включении жилого помещения в число служебных незаконным, признании договора найма служебного жилого помещения договором социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, отказано.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
При таких обстоятельствах, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, по состоянию на 28 августа 2014 года истец и члены его семьи не являлись собственниками жилого помещения с 25 февраля 2014 года и не были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
При повторном обращении истца к ответчику 28 августа 2014 года, в подтверждение указанных обстоятельств была приложена копия апелляционного определения от 25 февраля 2022 года.
Исходя из вышеприведенных норм, установив, что оснований для снятия истца с учета для предоставления единовременной социальной выплаты у ответчика не имелось, судебная коллегия соглашается с выводами судов о незаконности решения территориальной комиссии Главное управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 01 июня 2021 года в части снятия с учета для предоставления единовременной социальной выплаты Михайлова А.А. и возложении на ответчика обязанности по восстановлению истца на учете для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи заявления, с 28 августа 2014 года.
Изложенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии с произведенной судами оценкой доказательств и являются переоценкой исследованных доказательств, и обстоятельств, установленных на основании данной оценки.
Вместе с тем, судами соблюдены требования ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предписывающей суду оценивать достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, отражать результаты оценки доказательств в решении с учетом того, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы заявителя повторяют доводы апелляционной жалобы, и позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции. Указанным доводам судами дана правовая оценка, они мотивированно отклонены, кроме того, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу полномочий суда кассационной инстанции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО-Югре - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.