Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Щербаковой Н.В. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Постниковой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-318/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Недвижимость" о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы, по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Тульского областного суда от 23 августа 2022 года, которым названное выше административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Блошенковой А.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
18 ноября 2014 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 1904 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год".
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 19 ноября 2014 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2015 год).
27 ноября 2015 года министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение N 2391 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
Названное распоряжение подписано министром экономического развития Тульской области, опубликовано 30 ноября 2015 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2016 год).
29 ноября 2016 года министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение N 3359 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год".
Распоряжение подписано заместителем министра экономического развития Тульской области, опубликовано 30 ноября 2016 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2017 год).
30 ноября 2017 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 3848 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год".
Нормативный правовой акт подписан министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликован 30 ноября 2017 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2018 год).
29 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 4954 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30 ноября 2018 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2019 год).
22 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 4175 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 26 ноября 2019 года (Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации http://npatula.ru), 20 декабря 2019 года - на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2020 год).
30 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 2427 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Названное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30 ноября 2020 года на портале и официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2021 год).
30 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 2795 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30 ноября 2020 года на портале и официальном сайте правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2021 год).
В Перечень на 2015 год под пунктом 2796 включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 3140, 2 кв. метров, расположенное по адресу: "адрес".
Это же здание включено в Перечень на 2016 год под пунктом 2892, в Перечень на 2017 год под пунктом 2808, в Перечень на 2018 год под пунктом 4905, в Перечень на 2019 года под пунктом 5125, в Перечень на 2020 год под пунктом 5333, в Перечень на 2021 год под пунктом 6161, в Перечень на 2022 год под пунктом 6162.
В Перечень на 2015 год под пунктом 2797 включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 289, 3 кв. метра, расположенное по адресу: "адрес".
Это же здание включено в Перечень на 2016 год под пунктом 2893, в Перечень на 2017 год под пунктом 2809, в Перечень на 2018 год под пунктом 4906, в Перечень на 2019 года под пунктом 5126, в Перечень на 2020 год под пунктом 5334, в Перечень на 2021 год под пунктом 6162, в Перечень на 2022 год под пунктом 6163.
ООО "Недвижимость", являясь собственником объектов недвижимости, обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими названные выше положения.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что спорные здания не обладают признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база по налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости; включение объекта в оспариваемые Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Тульского областного суда от 23 августа 2022 года административное исковое заявление удовлетворено; оспариваемые положения признаны недействующими с момента принятия Перечней; с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу ООО "Недвижимость" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 16 000 рублей.
Не согласившись с данным решением, 10 октября 2022 года представитель министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Трухтанов С.В. подал апелляционную жалобу вместе с ходатайством о восстановлении срока на ее подачу, в которой просит отменить названный выше судебный акт и принять по делу новый об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что Общество является коммерческой организацией, основным видом деятельности которого является аренда и управление собственным и арендованным нежилым недвижимым имуществом, таким образом, спорные объекты недвижимости используются им для извлечения прибыли.
Податель жалобы считает, что спорные нежилые здания подходят для торговой деятельности, в том числе по техническим характеристикам, поскольку большинство помещений имеют наименование "кабинет", а остальные предназначены для их обслуживания, что подтверждает законность их внесения в оспариваемые Перечни.
Определением Тульского областного суда от 12 октября 2022 года процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы административному ответчику восстановлен.
Участвующие в деле лица, явка которых судом обязательной не признавалась, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом; представитель административного истца письменно просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 213 (часть 5), 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1, подпункта 48 пункта 4, пунктов 6, 7 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 28 сентября 2011 года N 6, указа Губернатора Тульской области от 7 августа 2015 года N 238, подпункта 108 пункта 4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 года N 508, пункта 3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 года N 452 и передаточного акта N 1 от 23 декабря 2016 года, постановлением правительства Тульской области от 17 февраля 2014 года N 61 "Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области", сделал верный вывод о принятии оспариваемых в частях нормативных правовых актов уполномоченными органами в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты Перечней на 2015 - 2022 годы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Тульской области от 24 ноября 2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций", не соответствуют.
Судебная коллегия находит позицию суда первой инстанции основанной на правильном применении норм материального права, соответствующей материалам дела и фактическим обстоятельствам ввиду следующего.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии, если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2). При этом:
- признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре; недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац 2 подпункта 2).
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "торговый центр (комплекс)", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Тульской области от 24 ноября 2003 года N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в отношении, в частности, такого недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Проанализировав приведенные выше нормы, суд первой инстанции правильно указал, что применительно к рассматриваемому случаю в Перечень подлежало бы включению здание, которое отвечает одному из критериев:
назначение земельного участка (один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания либо размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения);
или соответствующее назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации).
Ранее подпункт 2 пункта 1 указанной статьи действовал в следующей редакции: "нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания".
Аналогичные изменения были внесены и в подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ранее он звучал так: "здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки)", а также в подпункт 2 пункта 4 данной статьи.
То есть, до 1 января 2017 года в приведенных правовых нормах фигурировало понятие "назначение" объекта (а не наименование), а также отсутствовало указание на такой на источник сведений, как Единый государственный реестр недвижимости.
Постановлением правительства Тульской области от 5 ноября 2014 года N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, объект недвижимости с кадастровым номером N представляет собой нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", площадью 289.3 кв. метров. По данным Единого государственного реестра недвижимости объект имеет наименование "нежилое здание", находится в собственности Зайчика М.Э. (ранее - с 2010 года в собственности ООО "Недвижимость").
Доказательств проведения фактического осмотра здания, предшествовавшего принятию оспариваемых нормативных правовых актов, в материалы настоящего дела не представлено.
Названное здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N, имеющего вид разрешенного использования: для эксплуатации зданий административного назначения.
Суд первой инстанции верно указал, что вид разрешенного использования земельного участка, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Согласно представленному в материалы административного дела стороной административного истца в составе технической документации на жилой дом, нежилое здание лит. А (учреждение), иных строений, техническому паспорту на комплекс строений, расположенных по адресу: "адрес", - выполненному по состоянию на 14 декабря 2005 года (по данным ГУ ТО "Областное БТИ", последняя инвентаризация в отношении лит. В - 14 июля 2005 года), здание имеет наименование "Учреждение", значится под литером В, имеет один этаж, площадь 259.6 кв. метров, состоит из помещений с наименованиями: кабинет, тамбур, коридор, туалет, приемная.
Анализ технического паспорта позволил суду прийти к выводу, что указанное назначение помещений не свидетельствует о размещении объектов административно-делового или торгового назначения, при таком назначении помещений должна быть установлена фактическая направленность на коммерческую деятельность.
Из технического плана здания от 29 декабря 2014 года следует, что в нем был зафиксирован факт перепланировки помещений в здании (согласно проектной документации - в связи с перепланировкой части помещений под гостиничные номера), в результате чего площадь стала составлять 289.3 кв. метров.
Сведений об изменении наименований или назначения помещений (по данным Единого государственного реестра недвижимости, техническому или кадастровому паспортов) в здании в связи с перепланировкой в материалы дела не представлено.
Также судом было установлено и подтверждается материалами дела, что объект недвижимости с кадастровым номером N по данным Единого государственного реестра недвижимости представляет собой нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", - площадью 3140.2 кв. метров, имеет наименование "нежилое здание", находится в собственности Зайчика М.Э. (ранее - с 2010 года в собственности ООО "Недвижимость").
Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений о земельном участке, в пределах которого расположен объект, вместе с тем административный истец утверждает, что здание расположено в пределах того же земельного участка с кадастровым номером N.
Доказательств проведения фактического обследования этого здания суду административным ответчиком также в материалы дела не представлено.
Из представленного в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции технического паспорта на комплекс строений, расположенных по адресу: "адрес", - выполненному по состоянию на 14 декабря 2005 года, здание имеет наименование "Учреждение", значится под лит. А, имеет четыре этажа, площадь 3140, 2 кв. метров, состоит преимущественно из помещений с наименованиями: кабинет, тамбур, коридор, туалет, душ, туалет, подсобная, хранилище золота, мойка, лестница, мастерская, кладовая.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, такое назначение помещений не свидетельствует о размещении объектов административно-делового или торгового назначения, ввиду чего должна быть установлена фактическая направленность на коммерческую деятельность.
Судом установлено, что в состав здания входят также помещения: торговые залы (площадью 32, 6 кв. метров, 22, 8 кв. метра, 22, 5 кв. метра), косметический кабинет (площадью 6, 3 кв. метров), педикюрный зал (площадью 8, 1 кв. метров), парикмахерский зал (площадью 11, 9 кв. метров).
Исходя из статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункта 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2013 года N 582-ст, торговым объектом является здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
ГОСТ 57137-2016 определяет понятие "бытовое обслуживание населения", как отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ) и относит к бытовым услугам:
услугу по уходу за ногтями и кожей кистей рук и стоп ног: физическое и химическое воздействия на ногти и кожу кистей рук (маникюр) и стоп ног (педикюр) для их оздоровления и защиты в целях удовлетворения гигиенических и эстетических потребностей клиента;
услуги парикмахерских: результат непосредственного взаимодействия организации и клиента, а также собственной деятельности организации по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента.
Действительно, названные помещения возможно отнести к торговым помещениям и помещениям бытового обслуживания в смысле, придаваемом им статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, однако их общая площадь составляет всего 3 процента от общей площади здания.
В составе объекта имеется также три обеденных зала, площадями 27 кв. метров, 24, 1 кв. метра, 60 кв. метров.
Указанное в техническом паспорте назначение "обеденный зал", само по себе, не свидетельствует об однозначном отнесении этих помещений к объектам общественного питания. Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) является самостоятельной отраслью экономики, состоящей из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц) (пункт 41); исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания (пункт 42).
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В этом же стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Проанализировав приведенные выше положения, суд первой инстанции не усмотрел оснований относить обеденные залы к помещениям, предназначенным для оказания услуг населению, которые в совокупности в составе здания не превысит 7 процентов.
Иных доказательств, подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов общей площади спорных зданий для размещения офисов, торговых помещений, объектов общественного питания, бытового обслуживания не содержится и ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что для включения объектов в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1, пункта 3 либо пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без установления иных критериев было преждевременным, и для решения вопроса об отнесении объектов налогообложения с такими наименованиями, назначением помещений и назначением земельного участка, к административно-деловому или торговому центру требовалось установление вида фактического использования площадей зданий, ввиду чего заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не отменены, подлежат применению в целях налогообложения и после истечения сроков их действия (в частности, Перечни за 2015 - 2017 годы), постольку достаточных оснований полагать, что административный истец утратил правовой интерес в заявленных требованиях у суда не имелось.
Факт применения оспариваемых нормативных правовых актов к правоотношениям с участием административного истца в период их действия подтверждается материалами настоящего дела и административным ответчиком не оспаривается, следовательно, оспариваемые административным истцом положения не перестали затрагивать права и законные интересы административного истца. Обстоятельства уплаты налога и наличие либо отсутствие оснований к восстановлению срока на обращение с иском о возврате излишне уплаченного налога в порядке гражданского судопроизводства, в том числе, определения момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, в рамках настоящего дела не имеют правового значения.
Доводы административного ответчика повторяют его позицию в суде первой инстанции, которым в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая, что заявленные требования были удовлетворены, суд первой инстанции в соответствии со статьей 111 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно взыскал с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу ООО "Недвижимость" понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины в размере 16 000 рублей.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тульского областного суда от 23 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.