Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-52/2022 по кассационной жалобе представителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты"" (далее - УФО МО РФ) Елоевой Элеоноры Тамерлановны на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 5 августа 2022 г., принятые по административному исковому заявлению "звание" Семеруна Алексея Владимировича об оспаривании действия начальника отделения (финансово-расчетного пункта) УФО МО РФ (далее - начальник отделения ФРП) и начальника УФО МО РФ, связанных с порядком выплаты денежного довольствия.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы жалобы, кассационный военный суд,
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, удовлетворено административное исковое заявление Семеруна А.В, в котором он просил признать незаконными отказ начальника отделения ФРП УФО МО РФ в согласовании проекта приказа командира войсковой части N. от 6 декабря 2021 г. N 436 об установлении ему дополнительных выплат, как военнослужащему, проходившему военную службу на воинской должности.
В кассационной жалобе, поданной 18 ноября 2022 г, представитель административного ответчика просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в связи с существенным нарушением ими норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
В обоснование автор жалобы указывает на то, что административным истцом пропущен установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) срок подачи административного искового заявления. По его мнению, о нарушении своего права на получение денежного довольствия в полном объеме Семерун А.В. узнал не позднее дня исключения его из списков личного состава воинской части, то есть 1 февраля 2020 г.
Представитель административного ответчика утверждает, что выплата административному истцу денежного довольствия за период с 14 марта 2019 г. по день его исключения из списков личного, как военнослужащему, находящемуся в распоряжении, произведена обоснованно, поскольку тот с 13 марта 2019 г. полагался сдавшим дела и должность.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 327, 328 - 329 КАС РФ в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, кассационный военный суд не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
В соответствии с п. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу п. 1 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" осуществляются в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения, для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
В силу ст. 14 того же Положения военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.
Кроме того, в целях реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения, приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. утвержден Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно п. 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Из изложенного следует, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон N 306) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат
В соответствии с ч. 28 ст. 2 Федерального закона N 306 в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в порядке, предусмотренном руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Аналогичные положения содержались и в пункте 152 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. (действовавший в период прохождения административным истцом военной службы).
Аналогичный по своему содержанию положения содержатся в действующем Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 г.
Таким образом, военнослужащий по контракту, который в установленном законом порядке не был освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение соответствующего командира (начальника), обеспечивается денежным довольствием в полном объеме в соответствии с занимаемой воинской должностью.
При этом основанием для освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачисления его в распоряжение командира (начальника) является приказ уполномоченного должностного лица.
Из материалов дела следует, что Семерун А.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части N. на должности "данные изъяты".
18 октября 2018 г. административный истец досрочно уволен с военной службы.
Приказом командира воинской части от 29 марта 2019 г. N 58 административный истец полагался сдавшим дела и должность с 13 марта 2019 г, на основании чего в период с 14 марта 2019 г. по 1 февраля 2020 г. денежное довольствие ему выплачивалось как военнослужащему, находящемуся в распоряжении командира.
Между тем, в ходе рассмотрения дела на основании представленных сторонами доказательств установлено, что в установленном законом порядке Семерун А.В. от занимаемой воинской должности не освобождался, в распоряжении соответствующего командира (начальника) не зачислялся, уполномоченным должностным лицом таких приказов не издавалось.
При этом командир войсковой части N. полномочиями на освобождение Семеруна А.В. от занимаемой им воинской должности и зачисление в распоряжение в силу требований вышеприведенных правовых актов не обладал.
Поскольку приказом соответствующего должностного лица Семерун А.В. в распоряжение командира (начальника) не зачислялся, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к верному выводу о том, что оснований для изменения порядка обеспечения его денежным довольствием (без учета дополнительных выплат) в период с 14 марта 2019 г. по день исключения из списков личного состава воинской части отсутствовали.
Пунктом 7 названного Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. установлено, что денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.
Согласно пунктам 38-39 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты (надбавки) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), если иное не предусмотрено настоящим Порядком.
Надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания.
Поскольку проект приказа от 6 декабря 2021 г. N 436 об установлении административному истцу денежного довольствия в полном объеме издан командиром войсковой части N. с соблюдением вышеприведённых нормативных положений, суды обоснованно признали незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в согласовании данного проекта приказа.
Вопреки доводу, жалобы издание командиром воинской части приказа о сдачи военнослужащим дел и должности не свидетельствует об его освобождение от нее и зачисление в распоряжение в установленном законном порядке, при отсутствии у него на это полномочий.
Всем представленным доказательствам судами дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 84 КАС РФ. При этом суды в соответствии с ч. 8 ст. 84 КАС РФ отразили мотивы, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, оснований не согласится с которыми, у кассационного военного суда не имеется.
Что касается иных доводов жалобы, тот они были предметом надлежащей оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены по приведенным в соответствующих судебных актах мотивам, не свидетельствуют о том, что по делу были допущены существенные нарушения закона, влекущие отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебного акта, в том числе и для безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
Владикавказского гарнизонного военного суда от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 5 августа 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Елоевой Э.Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 17 января 2023 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.