Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-116/2022 по кассационной жалобе административного истца Байрамова Руслана Адиль оглы на апелляционное определение Южного окружного военного суда от 9 сентября 2022 г., принятое по административному исковому заявлению "звание" Байрамова Р.А. об оспаривании действий командира войсковой части N., связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад председательствующего по делу, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Узденова М.С, просившего отказать в её удовлетворении, кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда частично удовлетворено административное исковое заявление Байрамова Р.А, в котором он просил:
- признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с отказом в предоставлении 115 дополнительных суток отдыха, право на которое у него возникло в 2021 году за привлечение его в период с октября по декабрь 2021 г. к исполнению обязанностей военной службы сверхустановленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в выходные дни;
- признать незаконными действия командира этой же воинской части, связанные с отказом в представлении дополнительных суток отдыха за привлечение его к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени в период с 8 по 23 апреля и с 15 по 31 мая 2021 г.;
- обязать административного ответчика предоставить ему вышеуказанные дополнительные сутки отдыха.
Гарнизонный военный суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха за привлечение его с 5 октября по декабрь 2021 г. к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и на указанное должностное лицо возложена обязанность по предоставлению Байрамову Р.А. дополнительных суток отдыха за указанный период в количестве 89 дней. В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказано.
Апелляционным определением окружного военного суда решение гарнизонного военного суда в части требования о возложении обязанности на административного ответчика по предоставлению Байрамову 89 дополнительных суток отдыха отменено и в этой части принято новое решение, которым на командира войсковой части N. возложена обязанность произвести расчет дополнительных суток отдыха за привлечение Байрамова Р.А. в период с 5 октября по 15 декабря 2021 г. к исполнению обязанностей военной службы сверхустановленной продолжительности еженедельного служебного времени и предоставить их.
В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной 31 октября 2022 г, административный истец просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции ввиду нарушения им норм материального и процессуального права и оставить в силе решения суда первой инстанции.
Выражая несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, заявитель указывает, что произведённый гарнизонным венным судом расчет дополнительных суток отдыха является верным и соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, по мнению административного истца, принимая по делу новое решение, окружной военный суд вышел за пределы доводов апелляционной жалобы, тем самым ухудшил его положение как лица, обратившегося за судебной защитой.
В остальной части судебный акт не оспаривается.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
По настоящему делу таких оснований не имеется.
Из материалов дела следует, что Байрамов Р.А. в период с 5 октября 2021 г. по 6 января 2022 г. находился в служебной командировке на заставе " "данные изъяты"".
15 декабря 2021 г. административный истец обратился к командиру войсковой части N. с рапортом, в котором просил предоставить дополнительные сутки отдыха в количестве 115 суток, в том числе за период нахождения на заставе с 5 октября 2021 г. по 6 января 2022 г, однако в его удовлетворении было отказано (т.1 л.д.41- 46, 66-67).
Частично удовлетворяя административное исковое заявление, гарнизонный военный суд пришел к выводу о наличии у Байрамова Р.А. права на дополнительные сутки отдыха в период исполнения обязанностей военной службы сверхустановленного регламентом служебного времени на заставе " "данные изъяты"" в период с 5 октября по 15 декабря 2021 г.
При этом, проанализировав представленную документацию (постовые ведомости), подтверждающую несение службы Байрамовым Р.А, суд произвел собственный расчет, по итогам которого указал на необходимость предоставления Байрамову Р.А. 89 дополнительных суток отдыха и возложил на командира воинской части обязанность по их предоставлению.
Окружной военный суд с указанным выводом гарнизонного военного суда не согласился и принял в указанной части новое решение, которым возложил на командира войсковой части N. обязанность произвести расчет дополнительных суток отдыха за нахождение Байрамова Р.А. в период с 5 октября по 15 декабря 2021 г. на заставе " "данные изъяты"".
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 этой же статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно пункту 2 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (Приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение) учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
При этом пункт 3 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяет механизм предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дополнительных суток отдыха в случаях, когда суммарное сверхурочное время достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей.
Так, настоящим пунктом определено, что когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
Из статьи 220 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, привлекаемым к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, предоставляется в качестве компенсации отдых в другие дни недели решением командира воинской части (подразделения) с учетом необходимости поддержания боевой готовности и интересов службы.
Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, выплатах денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха, присоединенных к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части.
Требования вышеприведённых норм материального права указывают на то, что учет положенных и предоставленных военнослужащему дополнительных суток отдыха ведется командиром подразделения в журнале. На основании сведений, содержащихся в журнале, командиром подразделений осуществляется расчет дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха, подлежащего предоставлению военнослужащему. Кроме того, учет дополнительных суток отдыха ведется штабом воинской части.
Таким образом, расчет дополнительных суток входит в компетенцию командира подразделения, а его правильность подтверждается военнослужащим.
Отменяя решения гарнизонного военного суда в части, окружной военный суд, ссылаясь на положения вышеприведенных норм права, не опровергая вывода суда первой инстанции о наличии у Байрамова Р.А. права на дополнительные сутки отдыха, возникшее с 5 октября 2020 г. по 6 января 2021 г, указал на то, что расчет дополнительных суток отдыха, является исключительной компетенцией воинских должностных лиц.
В процессе рассмотрения дела судами было установлено, что журнал учета дополнительных суток отдыха подразделения, в котором проходит военную службу административный истец, утерян (т.1 л.д.123).
Учитывая данное обстоятельство, а также то, что командование войсковой части N. располагает документацией (постовые ведомости) о привлечении Байрамова Р.А. к исполнению обязанностей военной службы сверх продолжительности регламента служебного времени в период его нахождении на заставе " "данные изъяты"", куда он был откомандирован для выполнения служебно-боевых задач, окружной военный суд возложил на командира названной воинской части обязанность по произведению расчёта положенных Байрамову Р.А. дополнительных суток отдыха и их предоставлению с учётом всех обстоятельств имеющих значение.
Кассационный военный суд находит выводы окружного военного суда верными, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд вышел за пределы доводов апелляционной жалобы, отменив решение суда по собственным аргументам, судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
При этом кассационный военный суд приходит к выводу о том, что избранный судом апелляционный инстанции способ восстановления нарушенного права административного истца путем возложения обязанности на административного ответчика произвести расчет дополнительных суток отдыха не противоречит требованиям закона.
Вопреки доводу жалобы, определенный судом способ устранения допущенного нарушения соответствует установленным по делу фактическими обстоятельствами, послужившими основанием для признания оспариваемого решения незаконным, и направлен на устранение допущенного административным ответчиком нарушения прав Байрамова Р.А
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в частности, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку доводы кассационной жалобе не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права и существенных нарушениях норм процессуального закона, то кассационный военный суд не находит оснований, в том числе безусловных, для отмены или изменения оспоренного судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 327, 328, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд, определил:
апелляционное определение Южного окружного военного суда от 9 сентября 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Байрамова Р.А. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 319 КАС РФ путём подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 17 января 2023 года.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.