Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-350/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) - Кикеевой Любови Андреевны на решение Московского гарнизонного военного суда от 19 июля 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 27 октября 2022 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Сенина Алексея Олеговича об оспаривании действий Минобороны России, командира войсковой части N 1., федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с несвоевременным включением в реестр участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и неначислением на его именной накопительный счет (далее - ИНС) дохода от инвестирования накоплений.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд,
УСТАНОВИЛ:
решением Московского гарнизонного военного суда от 19 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 27 октября 2022 г, вышеуказанное административное исковое заявление Сенина А.О. удовлетворено.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части N 1, связанные с несвоевременным включением Сенина А.О. в реестр участников НИС, возложив на Минобороны России обязанность по перечислению суммы, недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 21 января 2016 г. по 1 января 2021 г. в размере "данные изъяты" для учета в ФГКУ "Росвоенипотека" на ИНС административного истца, а на ФГКУ "Росвоенипотека" - учесть названную сумму на ИНС Сенина А.О.
В поданной 20 октября 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика - Минобороны России - Кикеева Л.А, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие обеспечение военнослужащих посредством НИС, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что начисление инвестиционного дохода лицам, которые не были включены в реестр своевременно, законодательством не предусмотрено и рассчитать размер дохода невозможно. Кроме того полагает, что Минобороны России каких-либо прав административного истца не нарушало.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Сенин А.О. заключил первый контракт о прохождении военной службы 9 июня 2006 г. и в период с 9 июня 2006 г. по 8 июня 2014 г. проходил ее в войсковой части N 2... 27 мая 2014 г. административный истец был уволен, а 21 января 2016 г. вновь поступил на военную службу по контракту из запаса в войсковую часть N 1..
30 сентября 2021 г. Сенин А.О. исключен из списков личного состава данной воинской части в связи с увольнением с военной службы по истечению срока контракта.
25 сентября 2009 г. Сенин А.О. был включен в реестр НИС и ему открыт ИНС, однако накопления с ИНС за период с 25 сентября 2009 г. по 28 августа 2014 г. ему не выплачивались и по исключению его из реестра участников НИС были возвращены в федеральный бюджет.
Сенин А.О. в результате нераспорядительности должностных лиц войсковой части N 1. был повторно включен в реестр участников НИС только 13 июля 2021 г. с признаком категории " "данные изъяты"", с датой возникновения основания для включения 21 января 2016 г. ИНС Сенина А.О. повторно открыт 30 июля 2021 г, при этом на нем не были учтены накопления с 21 января 2016 г, которые составили "данные изъяты"
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является их участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, правила участия в которой, а также формирование, особенности инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О НИС").
Согласно п. 1-3 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О НИС" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
При этом в силу ч. 4 ст. 5 ФЗ "О НИС" учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью же 6 ст. 5 ФЗ "О НИС" определено, что учет указанного дохода осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили приведенные в обжалованных судебных актах нормы права и пришли к обоснованному выводу о том, что оспоренными действиями административных ответчиков, связанными с несвоевременным включением в реестр участников НИС и неполным учетом денежных средств на ИНС Сенина А.О, нарушено его право на накопления, как участника НИС.
Отсутствие самостоятельного порядка регулирования правоотношений, связанных с учетом доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которые гарантированы законом. Защита этих прав в силу п. 2 ст. 3 КАС Российской Федерации является одной из задач административного судопроизводства.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, в целях устранения нарушенного права административного истца на Минобороны России и ФГКУ "Росвоенипотека" обоснованно возложена обязанность по их восстановлению.
Иные доводы автора кассационной жалобы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных решениях. Кроме того, эти доводы на правильность выводов судов не влияют, основаны на ошибочном толковании норм материального права и по своей сути сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, и основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 19 июля 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 27 октября 2022 г. по административному исковому заявлению Сенина Алексея Олеговича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Кикеевой Любови Андреевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленные гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 января 2023 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.