Дело N 3а-46/2021
г. Краснодар 25.08.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 19.05.2022 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 23.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26.01.2022 по административному делу по административному иску Закрытого акционерного общества "Торус" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо: Администрация г. Краснодара об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, выслушав пояснения представителя ЗАО "Торус" по доверенности Сколярино О.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Закрытое акционерно общество "Торус" (ЗАО "Торус", Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском, в котором просило установить по состоянию на 01.01.2016 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 52 940 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований Общество указало на то, что является арендатором упомянутого земельного участка, кадастровая стоимость которого, установленная по состоянию на 01.01.2016 в размере 172 507 637 руб, значительно превышает его рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает размер арендной платы.
Ссылаясь на изложенное, ЗАО "Торус" просило об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 23.09.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26.01.2022 административный иск удовлетворен.
Суды установили кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 01.01.2016 в размере его рыночной стоимости - 120 697 452 руб.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, как постановленные с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы жалобы сводятся к тому, что кадастровая стоимость земельного участка была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. В этой связи оснований полагать, что такой оценкой нарушены права и законные интересы административного истца у суда, по мнению Департамента, не имелось. Экспертное заключение, положенное в основу решения суда первой инстанции, выполнено с нарушением законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Снижение кадастровой стоимости земельного участка повлечет к изменению налоговой базы спорного земельного участка, следовательно, приведет к значительному уменьшению пополнения денежных средств - налоговых платежей, которые в данном случае отнесены к источникам доходов бюджета.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены постановленных по делу судебных актов не имеется.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На территории Краснодарского края государственная кадастровая оценка земель произведена в соответствии с Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 N 1882 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 52 940 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы.
Поскольку размер арендной платы за земельный участок рассчитывается из его кадастровой стоимости, ЗАО "Торус" как арендатор данного объекта недвижимости имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка, административным истцом был представлен отчет об оценке N 36 от 12.02.2020, выполненный ИП Фомкиной И.Н, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2016 составляет 105 192 000 руб.
В ходе судебного разбирательства в целях определения достоверной рыночной стоимости объекта недвижимости судом первой инстанции по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Оценка и Право-Юг".
Как следует из заключения эксперта ООО "Оценка и Право-Юг" от 28.09.2020 N 28091031/2020, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2016 составляет 120 697 452 руб.
По мнению суда, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос. Рыночная стоимость в заключении судебной оценочной экспертизы определялась экспертом с использованием сравнительного подхода. Сведения об объектах проанализированы экспертом с учетом всех ценообразующих факторов с применением корректирующих коэффициентов по отличающимся параметрам. Использованная информация, по мнению суда, соответствует критериям достаточности и проверяемости.
Кассационный суд полагает выводы суда апелляционной инстанции верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением требований процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как не содержащие ссылок на обстоятельства, являющиеся в силу процессуального закона основанием для отмены постановленных решений судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 23.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26.01.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.