Дело N 3а-1179/2021
г. Краснодар 20.09.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 15.06.2022 кассационную жалобу Администрации г. Краснодара на решение Краснодарского краевого суда от 04.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12.01.2022 по административному делу по административному иску ФИО5 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - краевое БТИ", заинтересованное лицо: Администрация Краснодарского края, Администрация г. Краснодара (городская администрация), ФИО7 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО6 обратился в Краснодарский краевой суд к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (Департамент), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Управление Росреестра) с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N, принадлежащих административному истцу на праве собственности и расположенных в пределах г. Краснодара, в размере их рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость нежилых зданий значительно превышает их рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает налоговое бремя административного истца.
Ссылаясь на изложенное, ФИО6 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 04.10.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12.01.2022, требования удовлетворены частично.
Суды установили кадастровую стоимость нежилых зданий в размере их рыночной стоимости: с кадастровым номером N, площадью 207, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в сумме 8 450 400 руб. по состоянию на 06.06.2011, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2013 до 01.01.2019; с кадастровым номером N, площадью 342, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в сумме 15 468 600 руб. по состоянию на 24.08.2015, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 24.08.2015 до 01.01.2019. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий считать 06.05.2021.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе городская администрация просит отменить постановленные по делу судебные акты, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в административном иске. Отмечает, что кадастровая стоимость участка установлена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Считает, что заключение судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судами в качестве доказательства рыночной стоимости участков, поскольку судебная экспертиза выполнена с нарушением Закона об оценочной деятельности.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены постановленных по делу судебных актов не имеется.
В соответствии со статьей 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО5 на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами: N, расположенное по "адрес", N, расположенные по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость нежилого здания в кадастровым номером N утверждена Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01.11.2018 N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава водного фонда, расположенных на территории Краснодарского края" в размере 30 493 893, 70 руб. по состоянию на 01.01.2018.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N установлена Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.01.2012 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края" и составляет 22 056 512, 07 руб.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N определена филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.01.2012 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края" при государственном кадастровом учете сведений о площади, назначении здания, а также номере кадастрового квартала, в котором расположено здание. В сумме 36 420 377, 70 руб.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01.11.2018 N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино - мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда" по состоянию на 01.01.2018 утверждена новая кадастровая стоимость принадлежащих истцу нежилых зданий: с кадастровым номером N - 8 052 403, 42 руб, с кадастровым номером N - 14 021 424, 72 руб.
Поскольку налог на имущество рассчитывается из кадастровой стоимости объектов, ФИО6 имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости объекта в соответствие с его рыночной стоимостью.
В целях определения рыночной стоимости участка судом первой инстанции принято заключение судебной оценочной экспертизы ООО "Центр судебных экспертиз "АПЕКС" N К8-23192/2021 от 06.07.2021, согласно выводам которого рыночная стоимость объекта с кадастровым номером N составляет 23 336 000 руб, N - 8 450 400 руб, с кадастровым номером N - 15 468 600 руб.
Оценив заключение ООО "Центр судебных экспертиз "АПЕКС", суды посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам, предусмотренным статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
С данными выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, которым дана оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела судами не допущено, вследствие чего законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 04.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12.01.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Краснодара - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.