Дело N 3а-1129/2021
г. Краснодар 20.09.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданные 17.06.2022, 06.07.2022 кассационные жалобы Администрации г. Краснодара, Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 14.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2022 по административному делу по административному иску ФИО6 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - краевое БТИ", заинтересованные лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Администрация г. Краснодара об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения представителя ФИО6 - ФИО5, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО6 обратилась в суд с административным иском, в котором просила установить кадастровую стоимость используемого на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указала, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 5 200 518, 29 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает бремя землепользования административного истца.
Решением Краснодарского краевого суда от 14.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2022, требования удовлетворены.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения судебной экспертизы НЧУ "Южный Региональный Центр Экспертиз" от 26.11.2021 по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 505 000 руб.
В кассационных жалобах Администрация г. Краснодара (городская администрация) и Департамент имущественных отношений Краснодарского края (Департамент) просят об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, вынесении нового решения об отказе в административном иске.
Администрация указывает на то, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка является, по сути, изменением договора аренды, на что муниципальный орган не соглашался.
Полагает, что до оспаривания Приказа Департамента от 05.10.2020 N 1882, установившего кадастровую стоимость в размере 5 200 518, 29 руб, снижение данной стоимости противоречит нормам действующего законодательства.
Департамент в кассационной жалобе считает, что кадастровая стоимость в отношении земельного участка была установлена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. В этой связи заключение судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судами в качестве доказательства рыночной стоимости участка. По мнению Департамента, судебная экспертиза выполнена с нарушением Закона об оценочной деятельности
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Приказом Департамента от 05.10.2020 N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 5 200 518, 29 руб.
Судами установлено, что ФИО7. использует земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", на праве аренды.
Поскольку арендная плата рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка, ФИО6 имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
В целях определения рыночной стоимости земельного участка судом по делу проведена судебная экспертиза в НЧУ "Южный Региональный Центр Экспертиз", по результатам которой таковая на дату определения кадастровой стоимости земельного участка составляет 3 505 000 руб.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции и согласившаяся с ним судебная коллегия посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым статьей 82 КАС РФ к такого рода доказательствам. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
С данными выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Департамента о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, которым дана оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Иные доводы кассационных жалоб не содержат ссылок на обстоятельства, наличие которых в силу процессуального закона является основаниям для отмены судебных решений в порядке кассационного производства.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела судами не допущено, вследствие чего оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется. В этой связи обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 14.12.2021 и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2022 оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации г. Краснодара и Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.