Дело N 3а-735/2021
г. Краснодар 27.09.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 23.06.2022 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 23.12.2021
и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2022 по административному делу по административному иску ФИО5 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо: Администрация Старовеличковского сельского поселения Калининского района об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО5 обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю, в котором просил установить кадастровую стоимость используемого на праве аренды земельного участка, с кадастровым номером N, площадью 6 128+\-27 кв.м, расположенного относительно ориентира по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает бремя землепользования административного истца.
Решением Краснодарского краевого суда от 23.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2022 требования удовлетворены частично.
Судами в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 6 128+\-27 кв.м, расположенного относительно ориентира по адресу: "адрес", установлены кадастровые стоимости, определенные по состоянию на 15.12.2016, на 01.01.2020, в размерах, соответственно, 2 180 000 руб. и 1 260 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать 14.01.2021.
Период применения кадастровой стоимости земельного участка в сумме 2 180 000 руб. установлен с 01.01.2018 по 01.01.2021.
В остальной части административного искового заявления судами отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, вынесении нового решения об отказе в административном иске.
Департамент в кассационной жалобе указывает на то, что кадастровая стоимость в отношении земельного участка была установлена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Считает, что заключение судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судами в качестве доказательства рыночной стоимости участка, поскольку судебная экспертиза выполнена с нарушением Закона об оценочной деятельности
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 15.12.2016 в размере 4 480 732, 32 руб.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 1 641 017, 12 руб.
Судами установлено, что ФИО5 на праве аренды использует земельный участок с кадастровым номером N, площадью 6 128+\-27 кв.м, расположенный относительно ориентира по адресу: "адрес".
Поскольку арендная плата рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка, ФИО5 как его арендатор имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
В целях определения рыночной стоимости земельного участка судом по делу проведена судебная экспертиза и дополнительная судебная экспертиза в ООО "Альфа Эксперт", по результатам которой таковая на дату определения кадастровой стоимости земельного участка - 15.12.2016 составляет 2 180 000 руб, на 01.01.2020 - 1 260 000 руб.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы и судебной дополнительной оценочной экспертизы, суд первой инстанции и согласившаяся с ним судебная коллегия посчитали их достоверными доказательствами для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключения соответствует требованиям, предъявляемым статьей 82 КАС РФ к такого рода доказательствам. Они содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
С данными выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Департамента о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, которым дана оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Иные доводы кассационной жалобе не содержат ссылок на обстоятельства, наличие которых в силу процессуального закона является основаниям для отмены судебных решений в порядке кассационного производства.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела судами не допущено, вследствие чего оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется. В этой связи обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 23.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.