Дело N 3а-80/2021
г. Краснодар 06.10.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Монмаря Д.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 02.08.2022 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 28.09.2021 и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Страховое общество "Верна" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ", заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Администрация г. Краснодара об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Страховое общество "Верна" (ООО "СК "Верна", Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (Департамент), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, принадлежащих административному истцу на праве собственности и расположенных в пределах г. Краснодара, в размере их рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает налоговое бремя административного истца.
Ссылаясь на изложенное, ООО "СК "Верна" просило об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 28.09.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01.02.2022, требования удовлетворены частично.
Суды установили следующую кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 18.02.2019: с кадастровым номером N в сумме 115 411 881, 53 руб, N в сумме 107 087 676, 84 руб, N сумме 81 602 357, 54 руб, N в сумме 62 022 822, 04 руб. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 05.03.2020. С Общества в пользу экспертного учреждения взысканы судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 48 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить постановленные по делу судебные акты, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в административном иске. Отмечает, что кадастровая стоимость участка установлена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Считает, что заключение судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судами в качестве доказательства рыночной стоимости участков, поскольку судебная экспертиза выполнена с нарушением Закона об оценочной деятельности.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены постановленных по делу судебных актов не имеется.
В соответствии со статьей 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат вышеупомянутые земельные участки.
Поскольку налог на имущество рассчитывается из кадастровой стоимости объектов, Общество имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости объекта в соответствие с его рыночной стоимостью.
В целях определения рыночной стоимости участка судом первой инстанции принято заключение судебной оценочной экспертизы НЧУ "Южный Региональный Центр Экспертиз" N 59/09/2021 от 07.09.2021, согласно выводам которого рыночная стоимость по состоянию на 18.02.2019 земельных участков составляет: с кадастровым номером N в сумме 115 411 881, 53 руб, N в сумме 107 087 676, 84 руб, N в сумме 81 602 357, 54 руб, N в сумме 62 022 822, 04 руб.
Оценив заключение НЧУ "Южный Региональный Центр Экспертиз", суды посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам, предусмотренным статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
С данными выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела судами не допущено, вследствие чего законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 28.09.2021 и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11.10.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.