Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующего в интересах члена организации ФИО1 к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за приобретенное средство реабилитации, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 11 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 5 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации- ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Региональное отделение Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" (далее также-Общество инвалидов), действующее в интересах члена организации ФИО1, обратилось в суд с иском к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС Российской Федерации) о взыскании компенсации за приобретенное средство реабилитации.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1, является инвалидом 3-й группы бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида от ДД.ММ.ГГГГ N установлена нуждаемость ФИО1 в предоставлении ему технических средств реабилитации в виде протеза бедра модульного с внешним источником энергии (8-07- 12) в количестве 1 шт.
Для изготовления протеза ФИО1 обратился в ООО "ЮРЦПО" и самостоятельно приобрел техническое средство реабилитации - протез бедра модульный с внешним источником энергии (8-07-12) по договору от ДД.ММ.ГГГГ N, стоимостью 4 476 000 руб.
Обязательство по оплате протеза исполнено ФИО1 в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ N, средство реабилитации получено ФИО1, что подтверждается актом сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ N, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ N N.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации в ГУ КРО ФСС Российской Федерации.
Однако, в установленный срок компенсация ответчиком не выплачена. Такое отношение ответчика унижает достоинство инвалида, ставит его в зависимость от властных полномочий государственного органа, в связи с чем он испытывает нравственные страдания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в невыплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и взыскать с ответчика за самостоятельно приобретенный протез бедра модельный с внешним источником энергии сумму компенсации в размере 4 476 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 11 января 2022 года исковые требования Общества инвалидов удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие ГУ КРО ФСС Российской Федерации, выраженное в невыплате ФИО1 в полном объеме компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации и взыскал с ГУ КРО ФСС Российской Федерации в пользу ФИО1 за самостоятельно приобретенный протез бедра модульный с внешним источником энергии недоплаченную сумму компенсации в размере 416 500 руб, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 5 мая 2022 года решение суда от 11 января 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ КРО ФСС Российской Федерации просит судебные акты отменить в части взыскания компенсации морального вреда, принять в указанной части новое решение, которым данные требования оставить без удовлетворения. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 годп N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее-Правила).
Согласно п. п. "а" п. 3 Правил обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Нормативными актами предусмотрен и альтернативный порядок обеспечения инвалида государственной поддержкой для приобретения средства реабилитации, в случае если средство не может быть предоставлено или инвалид приобрел его самостоятельно.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В силу п. 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно п. 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящего порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом, то вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, подтверждается документом, на который указано в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, а именно индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды и, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является инвалидом 3-й группы бессрочно, а также является членом Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора".
Индивидуальной программой реабилитации (ИПРА) инвалида от ДД.ММ.ГГГГ N установлена нуждаемость ФИО1 в предоставлении ему технических средств реабилитации в виде протеза бедра модульного с внешним источником энергии (8-07-12) в количестве 1 шт.
Для изготовления протеза, ФИО1 обратился в ООО "ЮРЦПО" и самостоятельно приобрел техническое средство реабилитации - протез бедра модульный с внешним источником энергии (8-07-12) по договору от ДД.ММ.ГГГГ N, стоимостью 4 476 000 руб.
Обязательство по оплате протеза исполнено ФИО1 в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ N, средство реабилитации получено ФИО1, что подтверждается актом сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ N, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ N N.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации в ГУ КРО ФСС Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком на счет ФИО1 перечислена компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 4 059 500 руб.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком расчет компенсации произведен неправильно, без учета индивидуальных потребностей инвалида, сопоставления технических и функциональных характеристик приобретенного ФИО1 средства реабилитации с аналогичными характеристиками, при ошибочной оценке стоимости технического средства реабилитации в минимальной модификации в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ N.
Суд пришел к выводу, что при самостоятельном приобретении протеза ФИО1 руководствовался индивидуальными потребностями, утвержденной ИПРА аналогичной по наименованию, виду, техническим характеристикам и цене, указанным в государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ N. Приобретенный им протез соответствует классификации технического средства реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ Nн. Суд учитывал, что ответчиком доказательства неразумности затрат ФИО1 на изготовление протеза не представлены. Приобретенный ФИО1 протез соответствуют протезу, рекомендованному ему индивидуальной программой реабилитации.
Приходя к выводу о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 компенсации морального вреда, суд указал, что ответчик нарушил гарантированное государством право инвалида на реабилитацию. При определении размера компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, суд учитывал принципы разумности и справедливости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы ответчика о необоснованном взыскании компенсации морального вреда, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная "данные изъяты", право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании части 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Анализ приведенных положений закона указывает на то, что обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются противоправные действия (бездействие) причинителя вреда, наличие причинной связи между его действиями (бездействием) и вредными последствиями и вина причинителя в наступлении вредных последствий. Наличие вины причинителя вреда необязательно в случаях, установленных законом.
По делам о компенсации морального вреда истец должен доказать причинение вреда при определенных обстоятельствах и конкретным лицом, степень физических и нравственных страданий, претерпеваемых им, и в чем они выражаются, причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими и нравственными страданиями, размер компенсации вреда.
Исходя из приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи, можно сделать вывод, что как предоставление средств реабилитации, абилитации, так и компенсация за их самостоятельное приобретение направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Длительная задержка полной выплаты гарантированной государством компенсации повлияла на качество жизни истца, что очевидно причинило ему нравственные страдания.
В данном случае в результате бездействия ответчика, не компенсировавшего в полном объеме и своевременно затраты на приобретение технического средства реабилитации, были нарушены права истца, не созданы необходимые для инвалида и гарантированные законом комфортные условия существования, чем причинены нравственные и физические страдания.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Поскольку в кассационной жалобе отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые могли бы в силу статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, и предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушений не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 11 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 5 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.