Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым", Министерству труда и социальной защиты Республики Крым об установлении факта льготного характера работы, признании незаконным решения, о возложении обязанности восстановить выплаты, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым (далее также-Департамент), Государственному казенному учреждению Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым", Министерству труда и социальной защиты Республики Крым об установлении фактов льготного характера работы, признании незаконным решения, возложении обязанности восстановить выплаты.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым с заявлением о назначении ему в соответствии со статьей 9 Закона Республики Крым N 36-ЗРК/2014 ежемесячной социальной выплаты как трактористу-машинисту. К заявлению истец приложил, помимо иных обязательных документов, архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ N, выданную администрацией Победненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, о периодах работы ФИО1 в совхозе им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, КАТП "Джанкой", СПК "КАТП "Джанкой" трактористом.
Протокольным решением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым назначил ФИО1 ежемесячную социальную выплату в размере 6367, 33 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ указанная выплата ФИО1 продлена по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым принял решение о приостановлении ежемесячной социальной выплаты ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ "до выяснения", поскольку в результате плановой проверки по осуществлению отдельных государственных полномочий Минтруда Республики Крым рекомендовало Департаменту прекратить выплату ФИО1 с даты назначения.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент прекратил ежемесячную социальную выплату ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (т.е. с даты назначения) по основаниям, предусмотренным п. 9.3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ N по причине отсутствия необходимых документов, подтверждающих выполнение работ в особых условиях.
Истец с таким решением Департамента не согласен, считает его не соответствующим закону.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в окончательном варианте исковых требований, истец просил суд признать решение Департамента незаконным, установить факт льготного характера работы и занятости в производстве сельскохозяйственной продукции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тракториста, в цехе животноводства, совхоза им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тракториста в цехе растениеводства тракторной бригады N СГЖ КАТП "Джанкой", и обязать Департамент ежемесячную социальную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО5 удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении ежемесячной социальной выплаты ФИО1; возложил на Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым обязанность восстановить ФИО1 ежемесячную социальную выплату в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-3PK/2014 "Об установлении мер социальной защиты (поддержки) отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Крым", с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство труда и социальной защиты Республики Крым просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные ФИО1 исковые требования оставить без удовлетворения. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Согласно ст. 9 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 36-3PK "Об установлении мер социальной защиты (поддержки) отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Крым", граждане, имеющие право на досрочное назначение пенсии, в том числе при наличии необходимого стажа, дающего право на ее назначение, выработанного на 31 декабря 2014 года в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, имеют право на установление ежемесячной социальной выплаты в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Республики Крым, при условии, если эти граждане не являются получателями пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ежемесячная социальная выплата устанавливается до достижения возраста мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет, а также до возникновения права на назначение иной пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе трактористам-машинистам, непосредственно занятым в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, - мужчинам по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе, - женщинам по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе, - в размере 5000 руб.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 603 утвержден Порядок установления ежемесячной социальной выплаты гражданам, работающим в особых условиях труда и имеющим право на досрочное назначение пенсии, согласно п. 2 которого, право на установление ежемесячной социальной выплаты имеют, в том числе, трактористы - машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства. - мужчины по достижению 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе, - женщины по достижению 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе. Для назначения ежемесячной социальной выплаты заявитель лично или через представителя, который действует на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально, или законный представитель в соответствии с законодательством подает заявление о назначении (приложение 1 к Порядку), приостановлении (приложение 2 к настоящему Порядку) ежемесячной социальной выплаты в связи с выездом за пределы Республики Крым, наступлением права на иной вид пенсии или досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии или трудоустройством в орган труда и социальной защиты населения по месту проживания (регистрации) заявителя (п. 3).
Ежемесячная социальная выплата выплачивается Государственным казенным учреждением Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы, учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" по месту регистрации получателя (пункт 14).
Согласно пунктам 4.1 - 4.3 Порядка от 23 декабря 2014 года N 603: трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства (лица, указанные в п. 1.2 Порядка), к документам, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка, дополнительно предоставляют следующие документы: справку, подтверждающую льготный характер работы, выданную предприятием, организацией, учреждением или их правопреемником, согласно приложению 4 к настоящему Порядку. В справке, подтверждающей льготный характер работы, должны быть указаны: периоды работы, которые засчитываются в стаж для назначения ежемесячной социальной выплаты; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, подпункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.
Дополнительно в справке указываются такие сведения: относительно трактористов-машинистов предприятий сельского хозяйства (в том числе колхозов) - о непосредственной занятости в производстве сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с подпунктом 9.3 пункта 9 Порядка от 23 декабря 2014 года N 603, в назначении ежемесячной социальной выплаты отказывается, в частности, при отсутствии необходимых документов, подтверждающих выполнение работы в особых условиях труда.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.7 этого Порядка, в случае если к заявлению о назначении ежемесячной социальной выплаты приложены не все необходимые документы, орган труда и социальной защиты населения письменно уведомляет заявителя в течение 3 рабочих дней о том, какие документы необходимо предоставить дополнительно, о чем в заявлении о назначении делается соответствующая запись. Срок для предоставления недостающих документов устанавливается не более 3-х месяцев. При этом, подпунктом 7.6. пункта 7 и пунктом 8 Порядка предусмотрено, что при приеме документов орган труда и социальной защиты населения оказывает содействие в получении недостающих документов, предусмотренных для назначения ежемесячной социальной выплаты, а также имеет право требовать от предприятий, организаций, заведений, физических лиц дооформления в трехмесячный срок со дня подачи заявления принятых и предоставленных дополнительных документов, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи.
Архивная справка N, выданная ДД.ММ.ГГГГ администрацией Победненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым о работе ФИО1 в совхозе, КАТИ "Джанкой", послужившая в качестве основания для назначения истцу социальной выплаты, так и явившаяся основанием для прекращения этой выплаты, выдана не работодателем и не правопреемником работодателя ФИО1, а архивом, которому ликвидированное предприятие передало на хранение документы по личному составу. Кроме того, эта справка не содержит сведений о характере выполняемой ФИО1 работы и о непосредственной занятости в производстве сельскохозяйственной продукции.
Пункт 31 Порядка от 23 декабря 2014 года N 603 предусматривает, что сумма ежемесячной социальной выплаты, не полученная по вине органа, назначающего и (или) выплачивающего ежемесячную социальную выплату, выплачивается получателю за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент с заявлением о назначении ему в соответствии со статьей 9 закона Республики Крым N 36-ЗРК/2014 ежемесячной социальной выплаты как трактористу-машинисту, приложив к заявлению, помимо иных обязательных документов, архивную справку ДД.ММ.ГГГГ N, выданную администрацией Победненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, о периодах работы ФИО6 в совхозе им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, КАТП "Джанкой", СПК "КАТП "Джанкой" трактористом.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент назначил ФИО1 ежемесячную социальную выплату в размере 6367, 33 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ указанная выплата ФИО1 продлена по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент принял решение о приостановлении ежемесячной социальной выплаты ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ "до выяснения", поскольку в результате плановой проверки по осуществлению отдельных государственных полномочий Минтруда Республики Крым рекомендовало Департаменту прекратить выплату ФИО1 с даты назначения
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент прекратил ежемесячную социальную выплату ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (т.е. с даты назначения) по основаниям, предусмотренным п. 9.3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ N по причине отсутствия необходимых документов, подтверждающих выполнение работ в особых условиях.
Согласно данным трудовой книжки истца, архивной справке N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трактористом цеха животноводства совхоза им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - трактористом тракторной бригады N цеха растениеводства СПК "КАТП "Джанкой".
Данные исторической справки от ДД.ММ.ГГГГ N свидетельствует о реорганизации совхоза в АТП-совхоз, о дальнейшем преобразовании в АПТ "Джанкой", переименовании в СПК "КАТП "Джанкой". ДД.ММ.ГГГГ СПК "КАТП "Джанкой" ликвидирован.
Согласно архивной справке администрации Джанкойского района Республики Крым, в период с 1987 года по ДД.ММ.ГГГГ ведущими отраслями совхоза являлись овощеводство и животноводство, было развито садоводство, виноградарство и полеводство. Совхоз имел цеховую структуру управления, в том числе цех животноводства. С 1991 по 2014 годы предметом деятельности КАТП "Джанкой" являлось производство, промышленная переработка, заготовка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции, развитие подсобных промыслов и других производств. В хозяйстве была сохранена цеховая структура производства, в том числе цех животноводства, цех растениеводства.
Из приказа по совхозу от ДД.ММ.ГГГГ N об итогах социалистического соревнования усматривается, что денежные премии вручались механизаторам-кормачам, в частности ФИО1, что подтверждает пояснения истца, что его работа была непосредственно связана с кормлением крупного рогатого скота (коров).
Согласно приказу по совхозу N от ДД.ММ.ГГГГ, за истцом был закреплен трактор ЮМЗ-6, и он работал в тракторной бригаде N.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ по КАТП "Джанкой" утверждены результаты аттестации рабочих мест, в том числе ФИО1, в цехе животноводства по раздаче кормов, своевременной доставке кормов.
В соответствии с приказами по СПК "КАТП "Джанкой" N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, на предприятии, в связи с посевами яровых и озимых культур, создавались отряды по подготовке почвы под посев и посеву зерновых, в которые входил ФИО1, и, будучи трактористом, выполнял работу по прикатыванию посевов, посеву.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 36-3PK "Об установлении мер социальной защиты (поддержки) отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Крым" и исходил из того, что факт работы истца в должности тракториста- машиниста, непосредственно занятого в производстве сельскохозяйственной продукции подтверждается как записями в трудовой книжке, так и соответствующими справками.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что для назначения социальной выплаты необходимо предоставление справки, подтверждающей льготный (особый) характер работы истца, выданной предприятием, организацией, учреждением, где работал тракторист-машинист, либо их правопреемником, а не архивными учреждениями, являющимися хранителями архивов ликвидированных предприятий, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, указанным в апелляционном определении. Данные доводы, по сути, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств.
Между тем, согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судом дана оценка всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие заявителя с оценкой доказательств, данной судом, не является основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.