Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю об установлении права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи ФИО7, выслушав пояснения ФИО1 и ее представителя ФИО8, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю - ФИО9 просившей жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ МВД России по Краснодарскому краю) об установлении права на получение мер социальной поддержки.
В обоснование исковых требований указано, что истица является вдовой ФИО5 - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ростовского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что основное заболевание и инвалидность ФИО6 связаны с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Истица обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила выдать ей удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, однако такое удостоверение ей не выдали.
По мнению истицы, действия ответчика по отказу в выдаче удостоверения являются незаконными и необоснованными.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки, как вдовы лица, имеющего право на меры социальной поддержки.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 5 октября 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 марта 2022 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит апелляционное определение от 30 марта 2022 года отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявительница указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 установлена инвалидность первой группы, причина инвалидности - общее заболевание, срок установления инвалидности - до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 08.12.2006 N ФИО6 выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году серии N.
Решением Ростовского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что основное заболевание и инвалидность ФИО6 связаны с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 11 мая 2017 года установлен факт нахождения ФИО1 на иждивении ФИО6
В последующем, по заявлению ФИО1, решением Ростовского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причины заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 13.02.2018 N, определено, что причина смерти ФИО6 связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно заключению ФКУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю" (бюро медико-социальной экспертизы N 15) от ДД.ММ.ГГГГ N, смерть инвалида ФИО6 связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
29.12.2016г. ФИО6 умер, не успев при жизни оформить и получить удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что у ФИО6, мужа ФИО1, имелось удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; при его жизни установлена причинная связь между основным заболеванием и инвалидностью с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на ЧАЭС, причина смерти ФИО6 связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а потому истица, как член семьи умершего инвалида - чернобыльца, имеет право на получение мер социальной поддержки.
С такими выводами районного суда не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении иска, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда указала, что ФИО6 в соответствии со справкой МСЭ-2015 N не являлся инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, а поэтому ФИО1 не является вдовой умершего инвалида.
Также судебная коллегия указала, что удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы ФИО6 не выдавалось. Учитывая, что изменение причины инвалидности носит заявительный характер, однако при жизни с таким заявлением ФИО6 не обращался, право на получение соответствующих социальных выплат у истицы не возникло.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39).
В определении от 15 ноября 2007 года N 736-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членам их семей регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Статья 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 содержит перечень мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.
Часть 4 статьи 14, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией.
В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено статьей 24 Закона.
Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.
По смыслу части 4 статьи 15 Закона N 1244-1 в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены 8 декабря 2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.
Таким образом, с учетом положений, закрепленных в пункте 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения.
Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.
В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 1085-О-П).
Исходя из изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о том, что у истицы отсутствует право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом N 1244-1, поскольку ее умерший супруг не реализовал при жизни право на оформления удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, нельзя признать основанным на законе.
Приходя к выводу о том, что на ФИО1 не могут распространяться меры социальной поддержки, установленные для вдов умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ввиду того, что ФИО6 в соответствии со справкой МСЭ - 2015 N не являлся инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, суд не учел, что еще при жизни ФИО6 решением Ростовского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что основное заболевание и инвалидность ФИО6 связаны с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, согласно заключению ФКУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю" (бюро медико-социальной экспертизы N 15) от ДД.ММ.ГГГГ N, смерть инвалида ФИО6 связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Допущенные нарушения являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
С учетом указанного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 марта 2022 года, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 марта 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.