Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района "Водоканал" о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав пояснения представителя муниципального унитарного предприятия Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района "Водоканал" - ФИО5, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал") о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истица была принята в МУП "Водоканал" на должность главного бухгалтера, где работала до ДД.ММ.ГГГГ.
Весь период деятельности ФИО1 надлежаще исполняла свои трудовые обязанности, нареканий либо взысканий со стороны работодателя не имела.
В период рассмотрения аналогичного спора в Приморско-Ахтарском районном суде (дело N по иску инспектора по кадрам МУП ФИО6) выяснилось, что работникам производят расчет заработной платы в неполном размере.
Истица указывает, что МУП "Водоканал", помимо положений Трудового кодекса Российской Федерации, обязано руководствоваться условиями отраслевого соглашения в ЖКХ, которое действует по настоящее время. Поскольку ответчик в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не направил в Минтруд России мотивированный письменный отказ, то есть не отказался от исполнения своих обязательств, предусмотренных отраслевыми соглашениями в ЖКХ на 2017-2019 гг. и на 2020-2022 гг, то обязан был руководствоваться им при начислении заработной платы работникам МУП.
Соответственно, у работодателя образовалась существенная задолженность перед истицей по неначисленной и невыплаченной заработной плате.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, ФИО1 просила суд взыскать с ответчика не начисленную и не выплаченную заработную плату в размере 301 066, 02 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проценты, предусмотренные ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации за неполную выплату заработной платы, в размере 18 696, 20 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, единовременное денежное вознаграждение в размере одного оклада - 30 367 руб, а также 100 000 руб. в счет возмещения морального вреда.
Решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 20 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 марта 2022 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные акты отменить, дело направить в соответствующий суд на новое рассмотрение в ином составе судей. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть шестая статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята в МУП "Водоканал" на должность главного бухгалтера, где продолжала работать до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица написала заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию.
Директором МУП "Водоканал" ДД.ММ.ГГГГ издан приказ об увольнении ФИО1 по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
В МУП "Водоканал" ДД.ММ.ГГГГ истицей представлен расчет размера задолженности в сумме 370 900, 80 руб, в том числе: не начисленная заработная плата по отраслевому тарифному соглашению в размере 301 066, 02 руб.; единовременное денежное вознаграждение в размере одного оклада в размере 47 961, 90 руб.; компенсация за задержку выплаты заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 696, 20 руб.
Согласно статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
На основании статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения относится к регулируемым видам деятельности.
Частями 2, 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ установлено, что регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, на транспортировку воды, на подвоз воды, на подключение (технического присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также, тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение (техническое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В Краснодарском крае органом регулирования тарифов является региональная энергетическая компания - департамента цен и тарифов Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3.13 отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края на 2020-2022 годы, в случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, электрическую и тепловую энергию и иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в Краснодарском крае.
Условия отраслевого соглашения в ЖКХ в Краснодарском крае на 2020-2022 годы в пункте 3.19 раздела III содержат указания на то, что минимальная заработная плата работников без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не может быть ниже величины прожиточного минимума, ежеквартально определяемого для трудоспособного населения края в соответствии с Региональным Соглашением о минимальной заработной плате в Краснодарском крае (решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27 декабря 2017 г. N 7-3), в 2020-2021 годы составляет 12 298 руб, что противоречит условиям пункта 3.12 отраслевого соглашения в ЖКХ в Краснодарском крае на 2020-2022 годы, устанавливая с 1 января 2020 г. минимальную месячную тарифную ставку (оклад) с учетом тарифного коэффициента рабочего 1 разряда в сумме 12 722, 80 руб. с учетом изменений от 28 декабря 2020 г. N 4 в размере 13 322, 75 руб.
Таким образом, работодателем не нарушены условия соглашения, оклад ФИО1 составлял 30367, 08 руб.
Кроме того, согласно условиям действующего в МУП "Водоканал" Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района коллективного договора, величина и структура вознаграждения работника зависят от масштаба ответственности, квалификации сотрудника, от функционального направления. Денежное вознаграждение сотрудников состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат и премий (в соответствии с коллективным договором), а также работникам предоставляется ряд социальных льгот (ДМС, страхование от несчастных случаев, выплаты за временную нетрудоспособность).
На предприятии также предусмотрена возможность индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда всем работникам МУП "Водоканал" один раз в год в пределах средств, предусмотренных в фонде оплаты труда в тарифах на холодную воду и водоотведение, утвержденных Региональной энергетической комиссией департамента цен и тарифов Краснодарского края на соответствующий финансовый год. При возникновении сложной финансовой ситуации, связанной с недостаточностью средств для единовременной уплаты платежей (налогов, сборов, др.), иных обязательных к уплате платежей, индексация заработной платы работникам производится по усмотрению директора МУП "Водоканал".
Повышение заработной платы сотрудников МУП "Водоканал" было произведено с июля 2019 года на основании приказа N 265-П от 18 июня 2019 г. "О внесении изменений в штатное расписание", увеличена минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда с 4200 руб. до 8435, 30 руб.
Также приказом директора от 8 сентября 2021 г. N 465-П, была произведена индексация минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда в соответствии с коллективным договором предприятия.
В 2020 году, в условиях пандемии коронавируса, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" было приостановлено до 1 января 2021 г, взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что пагубно повлияло на финансовое состояние предприятия.
По данным бухгалтерского баланса предприятия за 2020 год финансовое состояние МУП "Водоканал" резко ухудшилось: убыток по сравнению с 2019 годом увеличился на 249 601 000 руб, кредиторская задолженность увеличилась на 18 960 000 руб. и составила 39 556 000 руб, в том числе: заработная плата сотрудников - 894 000 руб, задолженность по налогам и сборам - 14 180 000 руб.; задолженность перед внебюджетными фондами - 6 534 000 руб.
Данное финансовое положение привело к необходимости ФНС России в лице МИФНС России N 10 по Краснодарскому краю обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании МУП "Водоканал" несостоятельным (банкротом), о чем свидетельствует определение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2021 по делу N АЗ 2-15236/2021-78/130-Б.
МУП "Водоканал" является единственной гарантирующей организацией, предоставляющей коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района.
В условиях пандемии в 2020 году проведение индексации стало невозможным, эта мера была необходима, чтобы минимизировать убытки предприятия и не допускать несвоевременной выплаты заработной платы.
Согласно п. 1.9 соглашения N 01 от 22.03.2018 о внесении изменений в коллективный договор МУП "Водоканал" от 01.04.2016, индексация не производится в случае выявления в установленном порядке признаков несостоятельности (банкротства) МУП "Водоканал" (т. 1, л.д. 60).
В соответствии с п. 1.10 соглашения от 22.03.2018 N 01, при возникновении сложной финансовой ситуации, связанной с недостаточностью средств для единовременной уплаты основных платежей (налогов, сборов, др.), иных обязательных к уплате платежей, индексация заработной платы работникам производится по усмотрению директора МУП "Водоканал" (т. 1, л.д. 60).
Кроме того, пунктом 8.1 раздела 8 коллективного договора предусмотрено, что работодатель имеет право предоставить работникам единовременную материальную помощь при наличии прибыли (т. 1, л.д. 67).
Кредиторская задолженность предприятия на 01.07.2021 года возросла на 47, 7% к сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 50 533 000 руб. В соответствии с выручкой, полученной за 1 полугодие 2021 года, плановые объемы по ФОТ составили 17 439 000 руб, фактические расходы по ФОТ - 189 000, 80 руб, перерасход составил 17 628 000, 80 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав ФИО1 работодателем.
Суд первой инстанции также указал, что выплата ФИО1 не начисленной и невыплаченной заработной платы, единовременного денежного вознаграждения в размере одного оклада является правом работодателя при наличии прибыли и экономии ФОТ, а не его обязанностью.
Также суд установил, что требуемый истицей размер заработной платы, которая, по ее мнению, не начислена, исходя из положений Отраслевого соглашения, в случае удовлетворения уточненного иска почти в два раза превысит реальный размер заработной платы, получаемой в рассматриваемый период работниками предприятия, относящимися к категории руководителей (директором и главным бухгалтером.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций правильными.
Оснований не согласиться с приведенными в судебных актах мотивами отклонения доводов истца о допущенных ответчиком нарушениях, а также незаконным, по мнению истца, занижением размера начисляемой и выплаченной заработной платы, судебная коллегия не находит.
Согласно статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Исходя из смысла положений Трудового кодекса Российской Федерации порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Исходя из буквального толкования положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 17 июня 2010 г. N 913-О-О, индексация заработной платы по своей природе представляет собой государственную гарантию по оплате работников. Нормативные положения статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы с учетом всей совокупности обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников с работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы, подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в организациях, не получающих бюджетного финансирования.
Суды первой и апелляционной инстанции, установив, что в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением на 2020 - 2022 годы, индексация заработной платы производится по усмотрению работодателя при наличии финансовых возможностей, и, принимая во внимание, что приказы об индексации заработной платы ответчиком не издавались, при том, что размер заработной платы ФИО1 превышал величину минимального размера оплаты труда, обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования и оценки судов и нашли свое отражение в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит.
В целом, указанные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции признает несостоятельными, направленными на переоценку исследованных доказательств и изменение установленных обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает факт нарушения судами норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.