Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Адыгея о признании незаконным решения об отказе в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности заключить договор, по кассационной жалобе ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 12 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Адыгея о признании незаконным решения об отказе в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности заключить договор.
В обоснование исковых требований указано, что истица окончила обучение в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Майкопский государственный технологический университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, и ей присвоена квалификация врача по специальности "31.05.01 Лечебное дело".
С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, по настоящее время истица осуществляет трудовую деятельность в ГБУЗ РА "Адыгейская межрайонная больница им. К.М. Батмена" в должности врача - терапевта участкового поликлиники Теучежской больницы.
Согласно условиям трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N, заключённого между истицей и ГБУЗ РА "Адыгейская межрайонная больница им. К.М. Батмена", трудовая деятельность в данной организации является для ФИО1 основной, осуществляемой на условиях полного рабочего дня, с продолжительностью рабочего времени 39 часов в неделю, 7, 8 - часовой рабочий день, при пятидневной рабочей неделе. Трудовой договор заключён на неопределённый срок.
Неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении истица не имеет.
Согласно записям в трудовой книжке N, истица ДД.ММ.ГГГГ была принята врачом - терапевтом участковым поликлиники Теучежской больницы, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с истечением срока трудового договора, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N Трудовой договор, заключенный с истицей ДД.ММ.ГГГГ, являлся срочным и действовал на период нахождения основного работника в декретном отпуске.
Далее, в связи с отсутствием работы в ауле Понежукай Республики Адыгея, а также с целью поступления в ординатуру, истица переехала в г. Краснодар, и ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность врача - терапевта в терапевтическое отделение Яблоновской поликлиники, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N истица уволена по собственному желанию.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на должность врача-терапевта участкового поликлиники Теучежской больницы, на основании приказа N
В связи с наличием высшего медицинского образования и прибытием на работу в учреждение здравоохранения, расположенное в сельском населё ФИО2 пункте Республики Адыгея, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Министерство здравоохранения Республики Адыгея с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
Письмом Министерства здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ N истице отказано в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты, в связи с отсутствием права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, а именно в связи с повторным трудоустройством в ГБУЗ РА "Адыгейская межрайонная больница им. К.М. Батмена".
Данный ответ Министерства здравоохранения Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N истица считает незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просила суд признать незаконным решение Министерства здравоохранения Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб, как медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тысяч человек, и обязать ответчика заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 10 ноября 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 12 апреля 2022 года решение суда первой инстанции от 10 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
В кассационной жалобе ФИО8 просит апелляционное определение отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявительница указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено, что истица окончила обучение в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Майкопский государственный технологический университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, ей присвоена квалификация врача по специальности "31.05.01 Лечебное дело".
Согласно записям в трудовой книжке истицы N, ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу на должность врача-терапевта участкового поликлиники Теучежской больницы, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора, заключенного на период нахождения основного работника в декретном отпуске.
ДД.ММ.ГГГГ истица была принята на должность врача - терапевта в терапевтическое отделение Яблоновской поликлиники, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N истица уволена по собственному желанию.
С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, по настоящее время истица осуществляет трудовую деятельность в ГБУЗ РА "Адыгейская межрайонная больница им. К.М. Батмена" в должности врача - терапевта участкового поликлиники Теучежской больницы.
Согласно условиям трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N, заключённого между истицей и ГБУЗ РА "Адыгейская межрайонная больница им. К.М. Батмена", трудовая деятельность в данной организации является для ФИО1 основной, осуществляемой на условиях полного рабочего дня, с продолжительностью рабочего времени 39 часов в неделю, 7, 8 - часовой рабочий день, при пятидневной рабочей неделе. Трудовой договор заключён на неопределённый срок.
В связи с наличием высшего медицинского образования и прибытием на работу в учреждение здравоохранения, расположенное в сельском населённом пункте Республики Адыгея, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Министерство здравоохранения Республики Адыгея с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
Письмом Министерства здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ N истице отказано в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (вступившим в силу с 01.01.2018) установлены цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2019 г. N 96 "О некоторых мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек" утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Адыгея, на условиях полного рабочего дня.
Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятия: финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Суд первой инстанции разрешая спор и удовлетворяя требования истицы, исходил из того, что истица осуществляет трудовую деятельность в должности врача- терапевта участковой больницы, неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении не имеет, в 2017 году была принята на работу по срочному трудовому договору и уволилась с работы в связи с истечением срока трудового договора, в последующем была вновь принята на работу в учреждение здравоохранения, расположенное в сельском населенном пункте. Суд указал, что действия истицы, выраженные во временном выезде из сельской местности, носили вынужденный характер, и что повторное трудоустройство в медицинское учреждение, расположенное в сельской местности, не препятствует получению соответствующей компенсации.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в связи с допущенными нарушениями норм процессуального права.
Принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований истицы, суд апелляционной инстанции указал, что наличие у медицинского работника права на получение единовременной компенсационной выплаты зависит от наличия факта прибытия (переезда) медицинского работника на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Основной целью, заложенной законодателем, с учетом компенсационной природы единовременной выплаты, является стимулирование медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из других населенных пунктов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Суд указал, что истица, расторгнув трудовой договор и в последующем повторно заключив его с одним и тем же медицинским учреждением, не является прибывшей на работу, в связи с чем право на получение единовременной компенсационной выплаты у нее не может возникнуть. Фактически ни условия работы, ни условия проживания не изменились, каких-либо неудобств, связанных с возвращением на прежнее место работы и проживания истица не имела.
При таких обстоятельствах, учитывая последовательные действия истицы, выраженные во временном выезде из сельской местности, с последующим возвращением к прежним условиям работы и проживания, и направленных на создание видимости переезда на постоянную работу в сельскую местность из другого населенного пункта, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что истица имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты, поскольку ее выезд из Республики Адыгея и последующее возвращение для осуществления трудовой деятельности делают ее вновь прибывшим специалистом, поскольку она трудоустроена на вакантную должность, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно не приняты во внимание по основаниям, указанным в обжалуемом постановлении.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления, по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.