Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, о возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в г. Саки и Сакском районе Республики Крым) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить страховую пенсию досрочно.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа не менее 25 лет.
С указанным решением истица не согласна, полагает, что ответчик необоснованно отказывает в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж спорные периоды работы и назначить страховую пенсию досрочно в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 23 сентября 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд признал незаконным решение ГУ УПФ РФ в городе Саки и Сакском районе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и обязал ГУ УПФ РФ в городе Саки и Сакском районе Республики включить в подсчет специального стажа работы ФИО1, который даёт право на досрочное назначение страховой пенсии старости (педагогическая деятельность), следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности старшей пионервожатой Молочненской средней школы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение на подготовительном отделении дневного обучения по специальности "русский язык и литература" Симферопольского госуниверситета им. Фрунзе;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение в Симферопольском государственном университете им. Фрунзе по дневной форме обучения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности учителя в Евпаторийской общеобразовательной школе "МБОУ Средняя школа N 2 города Евпатории";
- нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, суд обязал ГУ УПФ РФ в городе Саки и Сакском районе Республики Крым установить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости (педагогическая деятельность) со дня подачи заявления о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Сакского районного суда Республики Крым от 01.02.2022 произведена замена ГУ УПФ РФ в городе Саки и Сакском районе Республики Крым на правопреемника- Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года решение районного суда от 23 сентября 2022 года в части включения в специальный стаж ФИО1 периода обучения на подготовительном отделении Симферопольского государственного университета им. Фрунзе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периода обучения в Симферопольском государственном университете им. Фрунзе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отменено, в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявительница указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От истицы и представителя ответчика поступили заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определилкак общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 Закона N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства от 16.07.2014 N 665).
Согласно п. 3 постановления Правительства от 16.07.2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением: Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516;
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подп. "м" п.1 постановления Правительства от 16.07.2014 N665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Список N 781), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно пункту 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным) (пункт 2.8.1. Приказа).
На основании п. п. 1, 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ УПФ РФ в городе Саки и Сакском районе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа не менее 25 лет.
При этом ответчиком в специальный педагогический стаж истицы не были включены следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности старшей пионервожатой Молочненской средней школы, - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение на подготовительном отделении по специальности "русский язык и литература" Симферопольского университета им. Фрунзе;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение в Симферопольском государственном университете им. Фрунзе;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности учителя в МБОУ "Средняя школа N 2 города Евпатории РК", - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с. 09.2015 по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации.
Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица усматривается, что ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования - ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истицы в части включения периодов работы в должности старшей пионервожатой Молочненской средней школы, в должности учителя в МБОУ "Средняя школа N 2 города Евпатории РК", а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик необоснованно исключил данные периоды из подсчета специального стажа. В указанной части решение суда не обжалуется.
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истицы период обучения на подготовительном отделении Симферопольского университета им. Фрунзе и период обучения в Симферопольском государственном университете им. Фрунзе, суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого пунктом 7 постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГг. N предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Суд указал, что из исследованных документов следует, что педагогическая деятельность ФИО1 предшествовала и непосредственно следовала времени её обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Симферопольском государственном университете им. Фрунзе. Таким образом, судом был сделан вывод о том, что период обучения истицы подлежит включению в специальный стаж.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом суда первой инстанции и отменил решение суда в указанной части.
Принимая новое решение об отказе в удовлетворении данных требований, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым указала, что возможность включения времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах в стаж педагогической деятельности была предусмотрена пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, согласно которому в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывалось также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из указанной нормы следует, что включение в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении возможно при соблюдении двух условий: факта работы в педагогических должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным указанным постановлением, непосредственно до обучения, а также после завершения обучения.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года.
Подпунктом "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное назначение" предусмотрено, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", применяется для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Действующее пенсионное законодательство, в частности Закон N 400-ФЗ, а также применяемые в целях досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Судебной коллегией установлено, что на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратившим силу (1 октября 1993 года) обучение истицы в высшем учебном заведении завершено не было, учитывая, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности включения в специальный стаж периода обучения в учебном заведении, условия для включения в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении не соблюдены.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент изменения правового регулирования спорных отношений у истицы отсутствовали 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную страховую пенсию по старости и часть периода обучения приходилась на период после признания утратившим постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж истицы периода обучения в Симферопольского государственном университете им. Фрунзе с ДД.ММ.ГГГГ по 23.06.1995
Что касается периода обучения на подготовительном отделении дневного обучения в Симферопольском госуниверситете им. Фрунзе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то в соответствии с пунктом 3.3. Письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-и "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" время обучения на подготовительных курсах не включается в стаж по специальности, однако не является препятствием для зачета в стаж времени обучения в педагогическом учебном заведении.
Учитывая исключение из специального стажа истицы периодов обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии и вынесения пенсионным органом решения, её специальный стаж составлял менее требуемых 25 лет (19 лет 9 месяцев 11 дней+4 года 2 месяца 5 дней), соответственно, основания для возложения на ответчика обязанности по назначению страховой пенсии по старости отсутствовали.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает изложенные выше выводы суда апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что судом апелляционной инстанции не учтено, что спорные периоды обучения протекали на территории Украины, законодательство которой предусматривало возможность включения названных периодов в специальный стаж, основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм материального права и подлежат отклонению.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, верно определены юридически значимые обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.