Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области о возврате излишне уплаченных страховых взносов, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (далее - МИФНС N 1 по Астраханской области) о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
В обоснование исковых требований указано, что истец являлся индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прекратил статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе N.
Из справки N "О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей", выданной МИФНС N 1 по Астраханской области, истцу стало известно о наличии сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ, в общем размере 126 637 руб.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в связи с отсутствием доступных сумм переплаты к возврату. Поскольку о наличии излишне уплаченных страховых взносов стало известно только при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, возможность зачета указанных сумм на будущие периоды утрачена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в окончательном варианте своих исковых требований, ФИО1 просил суд восстановить срок исковой давности для обращения с исковым заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного решения принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 126 637 руб, направить решение для исполнения в УФНС России по Астраханской области; взыскать сумму уплаченной при обращении с иском государственной пошлины.
Протокольным определением суда от 17 января 2022 года ненадлежащий ответчик МИФНС N 1 по Астраханской области заменен на надлежащего ответчика - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Астраханской области), МИФНС N 1 по Астраханской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 11 апреля 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 июня 2022 года решение суда первой инстанции от 11 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ ОПФ РФ по Астраханской области просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска ФИО1 В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ серия N (л.д. 29).
Согласно уведомлению о снятии с учета физического лица в налоговом органе N, выданному МИФНС N 1 по Астраханской области, ФИО1 прекратил статус индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).
В рамках прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 стало известно о наличии сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ, в общем размере 126 637 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92-93).
Решением ГУ ОПФ РФ по Астраханской области от 27 сентября 2021 года ФИО1 отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов ввиду истечения трехлетнего срока со дня уплаты (л.д. 89-90). В этот же день в адрес ФИО1 направлено уведомление N о принятом решении.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС N 1 по Астраханской области истцу выдана справка N о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей.
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
На основании ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее- Закон N 212-ФЗ) сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
С 1 января 2017 года данные вопросы аналогичным образом регулируются главой 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; при этом плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено этим Кодексом (пункт 1 статьи 45 и пункт 1 статьи 52).
На основании п. 1.1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.01.2022) сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п.6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Как предусмотрено частью 3 статьи 21 указанного Закона, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Указанному праву корреспондирует обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов, установленная пунктом 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ, принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ органом контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Закрепление в статье 26 Закона N 212-ФЗ, а затем и в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченных страховых сумм (налога), не препятствует плательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности- со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Указанная правовая позиция изложена в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 1600-О, от 21.06.2001 N 173-О.
Таким образом, в случае взыскания истцом переплаченной суммы страховых взносов в порядке гражданского судопроизводства, действуют общие правила исчисления срока исковой давности, установленные п.1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Согласно п.1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Бремя доказывания обстоятельств, связанных с исчислением срока исковой давности, возлагается на плательщика страховых взносов.
При этом перечень событий и фактов, когда лицо узнало или должно было узнать об излишне уплаченной сумме обязательного платежа, законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции руководствовался положениями Налогового кодекса Российской Федерации, статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по возврату ФИО1 излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017г. в размере 126 637 руб.
Отклоняя как необоснованные доводы представителя ответчика о том, о истцом пропущен срок исковой давности для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех лет, начиная со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат оспариваемых сумм. О сумме переплаты страховых взносов истцу стало известно только в сентябре 2021 года, а с иском истец обратился в ноябре 2021 года, то есть в течение трех лет со дня, когда стало известно о нарушении права.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов верными, поскольку они основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящим иском основаны на неправильном понимании подлежащих применению норм права, в связи с чем являются несостоятельными.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к изложению обстоятельств дела, несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.