Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Ситниковой И.М. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда России по Астраханской области о возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты, произвести перерасчет страховой пенсии, по кассационной жалобе Ситниковой И.М, поступившей с делом 26 сентября 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца адвокату Заикину Л.Р, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ситникова И.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда России по Астраханской области (далее по тексту ГУ ОПФР по Астраханской области) указав, что она является пенсионеркой и получает пенсию по старости.
2 декабря 2021 г. она обратилась в отделение Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете пенсии и установлении надбавки с учетом стажа работы в сельской местности, однако, решением ответчика от 24 декабря 2021 г. ей в перерасчете пенсии отказано, поскольку ответчик не включил в стаж периоды работы с 19 ноября 1965 г. по 29 сентября 1989 г. и с 4 октября 1989 г. по 30 марта 1998 г. - работу лаборантом Черноярской ветеринарной лаборатории, ссылаясь на то, что ее работа не была непосредственно связана в производствах животноводства, предполагая, что данный стаж подлежит включении лишь в случае работы в поле, на фермах и т.д.
Истец полагает, что данное решение незаконно, в связи с чем просила суд обязать пенсионный орган включить периоды своей работы в должности лаборанта ветбаклаборатории с 19 ноября 1965 г. по 29 сентября 1989 г. и с 4 октября 1989 г. по 30 марта 1998 г, в сельскохозяйственный стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Обязать ГУ ОПФР по Астраханской области произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2019 г.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 23 марта 2022 г. исковые требования Ситниковой Е.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 июля 22022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 июля 2022 г, указав в обоснование, что факт работы Ситниковой И.М. лаборантом Черноярской ветеринарной лаборатории в период с 19 ноября 1965 г. по 29 сентября 1989 г. и с 4 октября 1989 г. по 30 марта 1998 г. следует из трудовой книжки. Согласно письму ГБУ АО "Черноярская ветеринарная станция" от 21 июня 2022 г. N09-01-604, факт работы истца в спорные периоды подтвержден. В должностные инструкции лаборанта входит, в том числе, обслуживание сельскохозяйственных животных, участие в выездах для отбора проб патологических материалов в хозяйства (колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия занимающиеся товарным производством животноводческой продукции).
В ответ на запрос суда Отделом управления архивным делом Администрации МО "Черноярский район" N 717 от 21 июня 2022 г. подтверждено наличие на территории Черноярского района Астраханской области в период с 1950 года по 2007 год ряда сельскохозяйственных предприятий совхозов, колхозов.
Суд апелляционной инстанции необоснованно указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих, что работа Ситниковой И.М. была связана непосредственно с животноводством - разведением... ветеринарным обслуживанием всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов не добыто", фактически суд неверно истолковывает факты подтвержденные письмом ГБУ АО "Черноярская ветеринарная станция" от 21 июня 2022 г. N09-01-604, ссылаясь на отсутствие должностных инструкций за вышеуказанный период.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на Устав Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Черноярская районная ветеринарная станция" утвержденный приказом службы ветеринарии Астраханской области N 120 от 24 августа 2011 г..приходит к неверному толкованию и необоснованному выводу, что исходя из Устава, утвержденного в 2011 году на основании постановления Администрации от 25 марта 2004 г..N5/49, деятельность которой занималось ГБУ АО "Черноярская ветеринарная станция", не была связана с производством животноводческих продуктов, работа в таком учреждении не подлежит включению в стаж для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. К периоду работы Ситниковой И.М. с 19 ноября 1965 г..по 29 сентября 1989 г..и с 4 октября 1989 г..по 30 марта 1998 г..данный Устав Учреждения от 2011 года не может быть применен, так как принят позднее периодов ее работы. При этом указаний на то, что основным видом деятельности организации должно являться сельское хозяйство, Список работ не содержит. Также Требований о том, что в период работы в качестве лаборанта учитываются только случаи подтверждения основного вида деятельности - 01 "Сельское хозяйство", Правила исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, не содержат. Отмечено, что в Списке (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 июня 2019 г..N 805) в разделе "Животноводство" к числу наименований работ и производств сельского хозяйства отнесено "ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческой продукции", а в разделе "наименование профессий, должностей, специальностей", определен-"лаборант ветеринарной лаборатории (колхоза, совхоза...), а также организаций и структурных подразделений занятых ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных".
Характер и условия труда Ситниковой И.М. были непосредственно связаны с работой по ветеринарному обслуживанию сельскохозяйственных животных, в том числе, непосредственно в колхозах, совхозах, для производства сельхозпродукции данный факт нашел свое подтверждение. С учетом спорных периодов работы стаж Ситниковой И.М. в сельской местности составит необходимые требуемые 30 лет
Ответчик - представитель ГУ ОПФР по Астраханской области, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 2 декабря 2021 г. Ситникова И.М, являющаяся получателем страховой пенсии по старости, проживающая в сельской местности, не работающая, обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Федерального Закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Письмом Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области N1401/5222-0 от 24 декабря 2021 г. истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Из ответа пенсионного органа усматривается, что ответчиком приняты к зачету периоды работы истца в сельском хозяйстве 11 лет 2 месяца 9 дней. При этом, ответчик не включил в специальный страховой стаж работы, необходимый для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, период работы истца с 19 ноября 1965 г. по 29 сентября 1989 г, с 4 октября 1989 г. по 30 марта 1998 г. в должности лаборанта Черноярской ветеринарной лаборатории, так как сельское хозяйство не является основным видом деятельности данной организации, не доказана непосредственная занятость заявителя в указанные периоды на работах в производствах растениеводства, животноводства, рыбоводства. В должностные обязанности лаборанта ветеринарной лаборатории согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 126н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства" входит: прием материалов, поступивших на исследование, стерилизация инструментов и подготовка лабораторного оборудования, соответственно лаборант не может быть отнесен к лицам, занятым на работах и в производствах сельского хозяйства, предусмотренных Списком.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что в спорные периоды с 19 ноября 1965 г. по 29 сентября 1989 г. и с 4 октября 1989 г. по 30 марта 1998 г. она работала лаборантом Черноярской ветеринарной лаборатории.
Разрешая исковые требования, и, удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что занимаемая истцом в спорные периоды должность, поименована Списком работ, производств, профессий и должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции указав, что периоды работы 19 ноября 1965 г. по 29 сентября 1989 г. и с 4 октября 1989 г. по 30 марта 1998 г. правомерно не учтены пенсионным органом к исчислению стажа, поскольку доказательств того, что работа Ситниковой И.М. была связана непосредственно с животноводством - разведением, содержанием, уходом, выращиванием, ветеринарным обслуживанием всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов, суду не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, разрабатывать механизм его реализации, включая закрепление в законе правил исчисления пенсий и определения их размеров, соблюдая при этом конституционное требование о недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Положениями главы 4 данного закона устанавливается порядок определения, перерасчета размеров страховой пенсии, повышение фиксированной выплаты и корректировка размеров страховой пенсии.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
На основании части 16 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 14 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности.
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В пункте 2 раздела "Наименование работ, производств сельского хозяйства" Списка N 1440 поименовано животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.
В разделе "наименование профессий, должностей, специальностей" поименованы профессии: лаборант ветеринарной лаборатории (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также организаций и структурных подразделений, занятых ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных).
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что лица занятые в животноводстве имеют право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, если они занимались разведением, содержанием, уходом, выращиванием, ветеринарным обслуживанием всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Таким образом, не все работники сельского хозяйства в сфере животноводства могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты, а только те, которые непосредственно осуществляли работы в разведении, содержании, уходе, выращивании, ветеринарном обслуживании всех видов сельско-хозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Материалами дела подтверждено, что в спорные периоды времени истец Ситникова И.М. осуществляла трудовые функции лаборантом Черноярской ветеринарной лаборатории.
В соответствии с Уставом Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Черноярская районная ветеринарная станция", утвержденным приказом службы ветеринарии Астраханской области N 120 от 24 августа 2011 год Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Черноярская районная ветеринарная станция" (далее - Учреждение) создано на основании постановления администрации Астраханской области от 25 марта 2004 г. N 5/49 "О создании государственных учреждений ветеринарии Астраханской области" (пункт 1.2).
Согласно пунктам 1.3 - 1.4 Устава Учреждения, Учредителем Учреждения и собственником его имущества является Астраханская область.
Функции учредителя Учреждения осуществляет: служба ветеринарии Астраханской области (далее - отраслевой орган).
Функции собственника имущества Учреждения осуществляет агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области (далее - агентство).
Учреждение является некоммерческой организацией - государственным учреждением, тип - бюджетное учреждение, создается для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов государственной власти Астраханской области в сфере ветеринарии
Учреждение действует на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон), закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области, ветеринарными правилами и нормами, постановлениями, приказами и распоряжениями службы ветеринарии Астраханской области, настоящим Уставом.
Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, Астраханской области и настоящим Уставом, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов государственной власти Астраханской области в сфере ветеринарии.
Разделом 2 Устава учреждения предусмотрено, что целью деятельности Учреждения являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных на закрепленной территории; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных (пункт 2.2).
Для достижения целей, указанных в пункте 2.2 настоящего Устава, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности (пункт 2.3).
Основные виды деятельности; осуществление мероприятий, направленных на выполнение Закона Российской "О ветеринарии", ветеринарно-санитарных правил, а также инструкций по борьбе с болезнями животных; проведения мероприятий по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных; участие в разработке планов мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию заразных и иных болезней животных; диагностика (выявление) очагов заразных и иных болезней животных, эпизоотическое обследование, разработка плана мероприятий по ликвидации очага заразных и иных болезней животных, оздоровление неблагополучных пунктов (вакцинация, взятие и исследование крови, дезинфекция, ревакцинация); в течение одного дня со дня установления диагноза болезни, входящей в перечень заразных и иных болезней животных, направление главному государственному ветеринарному инспектору Астраханской области информации о факте обнаружения карантинного и особо опасного заболевания с приложением 2- экземпляров экспертизы лаборатории; в случае возникновения очагов заразных и иных болезней животных проведение профилактических и карантинных мероприятий совместно с владельцем животных; проведение лабораторных исследований; в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение, выявление административных правонарушений и привлечение к административной ответственности за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства; сокрытие, введений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; обмен информацией с медико-санитарными учреждениями по охране населения от болезней, общих для человека и животных; организация и проведение семинаров (совещаний) для специалистов ветеринарных учреждений закрепленной территории по вопросам, входящим, в компетенцию
учреждения; проведение мероприятий по пропаганде ветеринарных знаний среди населения и работников объектов животноводства.
В том числе основные виды деятельности, приносящей доход: лечебная работа в отношении продуктивных и непродуктивных животных; в установленном порядке оформление и выдача ветеринарных документов; проведение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукция животного происхождения; проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации на животноводческих объектах (пункт 2.3.1)
Пунктом 2.3.2 Устава предусмотрены иные виды деятельности, не являющиеся основными: выдача справок о причинах падежа животных; проведение ветеринарный мероприятий, связанных с поставками животных на племпродажу, выставки, соревнования, эксперт и с другими коммерческими целями; осуществление иных видов деятельности, соответствующих целям и задачам Учреждения на основе документов, установленных законодательством.
Указанные в настоящем подпункте виды деятельности Учреждения являются видами деятельности, приносящей доход.
Как верно указано судом апелляционном инстанции, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана непосредственно с животноводством - разведением, содержанием, уходом, выращиванием ветеринарным обслуживанием всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Учитывая, что деятельность, которой занималось Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Черноярская районная ветеринарная станция", не была связана с производством животноводческих продуктов, работа в таком учреждении не подлежит включению в стаж для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Указанное следует и из организационно-правовой формы Учреждения, что суд первой инстанции не учел при разрешении настоящего спора.
Сам по себе факт работы в учреждении, где учредителем являлось Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, также не дает права на повышение размера фиксированной выплаты.
Поскольку для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимо установить факт работы не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и в должностях, поименованных Списком работ, производств, профессий и должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, а совокупность указанных обстоятельств не установлена, правовые основание для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют.
Без учета спорного периода стаж работы истца в сельской местности составит менее требуемых 30 лет.
Судом апелляционной инстанции на основании положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях проверки доводов апелляционной жалобы и установления юридически значимых обстоятельств по делу, были направлены запросы в ГБУ АО "Черноярская районная ветеринарная станция" и Администрацию Черноярского района Астраханской области об истребовании должностной инструкции Ситниковой И.М. за спорные периоды, сведениях о наличии на территории Черноярского района Астраханской области сельскохозяйственных предприятий.
В ответ на запрос судебной коллегии Отдел управления архивным делом Администрации МО "Черноярский район" N 717 от 21 июня 2022 г. поступили сведения о наличии на территории Черноярского района Астраханской области в период с 1950 года по 2007 год ряда сельскохозяйственных предприятий: колхоз "Путь к коммунизму", совхоз "Черноярец", совхоз им. Мичурина, колхоз "Красное знамя" колхоз "Волна революции", колхоз им. Ленина, станция по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и др.
Согласно письму ГБУ АО "Черноярская ветеринарная станция" от 21 июня 2022 г. N 09-01-604, факт работы истца в учреждении в спорные периоды подтвержден, Из письма следует, что должностные инструкции лаборанта ветбаклаборатории заключаются в следующем: готовить лабораторное оборудование к работе, принимать материал, поступивший на исследование, регистрировать, готовить срезы из нормальных и патологических органов и тканей животных, готовить химические реактивы, питательные среды, проводить вскрытие и отбор материала от лабораторных и исследуемых животных, выполнять первичный посев и пересев выделенных культур, собирать и уничтожать биологический материал проводить обеззараживание боксов, оформлять и рассчитывать результаты анализов, оформлять документацию по расходу материалов на проведение исследований и санитарной обработки, участвовать в выездах для отбора проб патологических материалов в хозяйства (колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся товарным производством животноводческой продукции), выполнять родственные по содержанию обязанности.
В настоящее время копии должностных инструкций лаборанта ветлаборатории, действующие с 19 ноября 1965 г. по 29 сентября 1989 г, с 4 октября 1989 г. по 30 марта 1998 г. не сохранились либо были уничтожены за истечением срока хранения, в связи с чем на запрос судебной коллегии должностные инструкции лаборанта за спорный период представлены не были.
Проанализировав поступившие ответы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что доказательств, подтверждающих, что работа Ситниковой И.М. была связана непосредственно с животноводством - разведением, содержанием, уходом, выращиванием, ветеринарным обслуживанием всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов не добыто.
Материалами дела установлено, что ГБУ АО "Черноярская ветеринарная станция" не относится к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, учреждение не относится к учреждениям сельского хозяйства, как это предусмотрено в разделе 2 "Животноводство" Списка N1440. Ветеринарная станция, согласно учредительных документов, осуществляла государственный ветеринарный надзор на территории Черноярского района Астраханской области, и не осуществляла деятельность, связанную с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной животноводческой продукции. Доказательств тому, что работники лаборатории осуществляли ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов не представлено, так как должностные инструкции отсутствуют.
Оценив собранные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не установилфакта осуществления в спорные периоды истцом исполнения обязанностей по должностям, предусмотренным Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что неверным является вывод суда, что периоды работы засчитываются только в случае, если животноводство и сельское хозяйство являлось основными видом деятельности организации работодателя, основана на неправильном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, в связи с чем, является необоснованной.
Доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют установленным обстоятельствам дела, не могут быть приняты судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку такие доводы направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ситниковой И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.