Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Брянского В.Ю, Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному дорожному агентству, ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства", администрации МО "Икрянинский район" об устранении препятствий в пользовании земельным участком, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 3 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском, указав, что ему на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", МО "Сергиевский сельсовет", южнее и западнее ерика Копьев, восточнее автодороги Астрахань-Махачкала и севернее границы лесного фонда в квартале 102 Икрянинского лесхоза (далее - КН:7), и земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, МО "Сергиевский сельсовет", южнее ерика Данилкин и севернее ерика Копьев, восточнее автодороги Астрахань-Махачкала (далее - КН:6).
Указанные земельные участки сельхозназначения используются в соответствии с видом разрешенного использования: под сенокос, а также в качестве пастбищ для выпаса скота.
В 2018 году истец обратился в администрацию МО "Икрянинский район" по вопросу съезда с федеральной автодороги "Астрахань-Махачкала" к принадлежащим ему земельным участкам. Обращение администрацией было перенаправлено в ФКУ Упрдор "Каспий", которое сообщило, что не является органом, уполномоченным для принятия решения о согласовании вновь обустраиваемых примыканий и пересечений к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в соответствии с действующим законодательством РФ такими полномочиями располагает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
8 сентября 2019 года ФКУ УпрДор "Каспий" были установлены металлические барьерные ограждения - отбойники, которые полностью перекрыли доступ к земельным участкам, на которых ведется хозяйство по выпасу скота и сенокоса. Истцу приходится оставлять автомобиль на дороге и собственноручно носить корм для скота и все необходимые для работы принадлежности. Истец считает, что установка металлических барьерных ограждений - отбойников незаконна, осуществлена без учета интереса собственников смежных автодороге земельных участков.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО5 земельные участки были образованы в 2008 году путем выдела из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" колхоза "Волга". По результатам межевания участки сформированы в границах, существующих на местности. При выезде на место в 2020 году произведена топографо-геодезическая сьемка контрольных поворотных точек границ участков по периметру и установлено, что земельные участки используются в границах, установленных при межевании. С северной, восточной и южной стороны границей земельных участков являются ерики Данилкин и Копьев, с западной стороны - автодорога.
На земельный участок заехать можно только с западной стороны - со стороны автодороги, которая перекрыта "отбойником" - металлическим ограждением барьерного типа высотой 0, 75 м.
Собственником участков соблюдаются меры пожарной безопасности при хранении сена, сухая трава на земельных участках не сжигается, но в любом случае необходимо, чтобы на земельный участок был осуществлен доступ пожарных машин либо другой спецтехники.
В связи с указанными обстоятельствами истец просил обязать ответчиков обустроить съезд с автодороги Астрахань-Махачкала на 73 км. и на 74 км. к принадлежащим ему на праве собственности земельным участкам КН:6 и КН:7; обязать ответчиков устранить препятствия в пользовании указанными земельными участками путем демонтажа металлического барьерного ограждения, установленного вдоль трассы Астрахань-Махачкала на 73 км. согласно координатам точек металлического ограждения.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 7 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 3 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
ФИО1 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, в виду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" возражало против доводов кассационной жалобы, согласно письменным возражениям просило отказать в её удовлетворении, так как вынесенные судебные акты считает законными и обоснованными.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что ФИО1 с 16 июля 2009 года является собственником двух земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", площадью 1.133.525, 0+/- 3.618, 0 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства, сведения об объекте имеют статус актуальные;
с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" южнее и западнее ерика Копьев, восточнее автодороги Астрахань-Махачкала и севернее границы лесного фонда в квартале 102 Икрянинского лесхоза, площадью 1.690.100, 0+/-3.618, 0 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства, сведения объекте имеют статус актуальные.
По сведениям ЕГРН в графе "особые отметки" внесены сведения об ограничениях прав на земельные участки, предусмотренные статьями 56, 61 Земельного кодекса РФ, срок действия с 16 февраля 2018 года на основании Распоряжения "Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения от 4 декабря 2017 года N 3681-р, выданного Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), согласно которому, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии соблюдения требований и условий, установленных настоящим Порядком, недопущения нанесения вреда автомобильной дороге и входящим в ее состав дорожным сооружениям, соблюдения условий эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения.
Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 года N 928 автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и находится в собственности РФ на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
26 августа 2019 года между ФКУ Упрдор "Каспий" и ООО "Дорстройком" заключен государственный контракт на выполнение дорожных работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения N САД.
Cогласно условиям государственного контракта подрядчик принимает на себя обязательства по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка металлического барьерного ограждения, дублирующих дорожных знаков 5.19.1 (5.19.2) "Пешеходный переход" на Г-образных опорах, установка дорожных знаков 1.34.1. (1.34.2) "Направление поворота", комплексного обустройства пешеходных переходов, светофорных объектов на пересечениях и примыкания дорог, с кнопкой вызова на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения в Чеченской Республике в соответствии с Техническим заданием (Приложение N к контракту), а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта п.1.1.
В рамках исполнения контракта 11 декабря 2019 года И.о. начальника ФКУ Упрдор Каспий" ФИО6 утвержден акт N 40 ввода в эксплуатацию объектов нефинансовых активов. Согласно акту на автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-215 км. "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" 0+000-км 106+000 установлено металлическое барьерное ограждение (сбоку от оси проезжей части), в том числе на участке автомобильной дороги км. 72+974-км 74+703 (лево), общей стоимостью 28.386.558 рублей.
В соответствие с заключением кадастрового инженера ФИО5 от 17 апреля 2020 года на основании обращения ФИО1 были проведены работы по обследованию земельных участков КН:7, КН:6, принадлежащих на праве собственности ФИО1
Согласно представленным документам земельные участки были в 2008 году образованы путем выдела из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" колхоза "Волга". По результатам межевания участки были сформированы в границах, существующих на местности. При выезде на место в 2020 году произведена топографо-геодезическая съемка контрольных поворотных точек границ участков по периметру и установлено, что земельные участки используются в границах, установленных при межевании. С северной, восточной и южной стороны границей земельных участков являются ерики Данилкин и Копьев, с западной стороны - автодорога. Границы участков, возможно, изначально формировались по границам объектов природного происхождения - ериков.
На земельный участок заехать можно только с западной стороны - со стороны автодороги. Дорога прямая, нет крутых поворотов. Расстояние примыкания земельного участка дороги с кадастровым номером "данные изъяты" к земельному участку КН:6 - 497 м, по границе земельного участка автодороги с кадастровым номером "данные изъяты" расстояние примыкания к земельному участку КН:7 составляет 523 м, далее проходит земельный участок автодороги с кадастровым номером "данные изъяты", и его примыкание к участку КН:7 составляет 120 м. и 385 м. с разрывом (примыкание к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", точнее к его части: 36/1).
Установлено, что проход и проезд на оба земельных участка фактически невозможно осуществлять только со стороны автомобильной дороги, который перекрыт "отбойником". В настоящее время доступ на земельные участки отсутствует.
В ходе обследования земельных участков установлено, что земельные участки сельхозназначения, принадлежащие ФИО1, используются им в соответствии с видом разрешенного использования: под сенокос, а также в качестве пастбищ для выпаса скота. Данная деятельность подразумевает использование специальной сельхозтехники для уборки, а также использование техники для транспортировки сена.
В настоящее время на земельные участки КН:6 и КН:7 нет доступа с земель общего пользования, так как он перекрыт "отбойником". Кроме соприкосновения с автодорогой по периметру участка граница проходит вдоль ериков, то есть кроме как с автотрассы иным способом невозможно попасть на земельные участки. Для обеспечения проезда и прохода на земельные участки ФИО9 предполагается демонтировать небольшую часть (6 м.) металлического ограждения, установленного вдоль трассы Астрахань-Махачкала на 73 км. (72 км. 750 м) и на 74 км. (73 км. 450 м.).
Согласно материалам проверки прокуратуры Инкрянинского района Астраханской области по обращению ФИО1 с жалобой на бездействия администрации МО "Икрянинский район" в решении вопроса об оборудовании подъездного пути с федеральной автодороги к личному подсобному хозяйству следует, что в феврале 2018 года, сентябре и декабре 2019 года, в январе 2020 года ФИО1 обращался в администрацию МО "Икрянинский район" по вопросам обеспечения беспрепятственного проезда транспортных средств по федеральной трассе Р-215 "Астрахань-Махачкала" к принадлежащим ему земельным участкам.
Письмом от 7 марта 2018 года администрация МО "Икрянинский район" на обращение ФИО1 сообщила, что в целях всестороннего и объективного рассмотрения обращения по вопросу съезда с федеральной автодороги к личному подсобному хозяйству необходимо произвести сбор информации.
29 ноября 2018 года ФКУ Упрдор "Каспий" в ответ на обращение о съезде с федеральной автомобильной дороги ФИО1 указало, что ФКУ Упрдор "Каспий" не является органом, уполномоченным для принятия решений о согласовании вновь обустраиваемых примыканий и пересечений к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. В соответствии с действующим законодательством РФ такими полномочиями располагает Федеральное дорожное агентство.
В соответствии с письмом Федерального дорожного агентства от 29 августа 2017 года N ФКУ Упрдор "Каспий", подведомственное учреждение Федерального дорожного агентства, направляет проект технических требований и условий с необходимыми материалами в Федеральное дорожное агентство для согласования обустройства примыканий и пересечений. Для выдачи ТУ на строительство, реконструкцию примыканий и пресечений на сети федеральных автомобильных дорог необходима информация, материалы и документы в электронном виде в формате PDF и на бумажном носителе в трех экземплярах: 1. Заявление на выдачу ТУ установленного образца; 2. Копии акта выбора земельного участка и акта согласования границ земельного участка, на котором планируется строительство, реконструкция пересечения или примыкания; 3. Копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, на котором планируется строительство, реконструкция пересечения или примыкания; 4. Технический план земельного участка в масштабе 1:500 с графической информацией о планируемом объекте и автомобильной дороге общего пользования федерального значения с указанием ее оси, границ полосы отвода и придорожных полос, в том числе должна быть указана схема организации дорожного движения на планируемом объекте; 5. Каталог координат в государственной системе координат (X, Y) и чертеж земельного участка, на котором планируется строительство, реконструкция пересечения или замыкания; 6. Технико-экономическое обоснование необходимости строительства, реконструкции пересечения или примыкания; 7. Прогноз изменения интенсивности дорожного движения в связи с размещением примыкания; 8. Обоснование о возможности (невозможности) въезда-выезда к объекту через близлежащие существующие примыкания и пересечения (с учетом согласия владельцев данных объектов, представленных в письменной форме); 9. Обоснование о возможности (невозможности) въезда-выезда к объекту через местную либо иную не федеральную сеть автомобильных дорог; 10.
Юридический адрес предприятия, банковские реквизиты, контактные телефоны и справка о полномочиях лица, которое будет подписывать документы. После предоставления указанных выше документов и информации ФКУ Упрдор "Каспий" подготавливает проект ТУ и внесет необходимые данные (информацию, документы, материалы) в программу ЕИАС АСУ Росавтодора для согласования проекта ТУ с Федеральным дорожным агентством. В обращении ФИО1 отсутствуют документы и информация, необходимые для составления ТУ, а также согласования их с Федеральным дорожным агентством. ФКУ Упрдор "Каспий" повторно рассмотрит вопрос об обустройстве примыкания к земельному участку с кадастровым номером: "данные изъяты" после предоставления всех необходимых материалов и документов.
Письмом администрация МО "Икрянинский район" от 23 января 2020 года ФИО1 было разъяснено право на обращение с заявлением ФКУ Упрдор "Каспий" на выдачу технических условий для организации съезда к его земельным участкам.
7 февраля 2020 года ФКУ Упрдор "Каспий" в ответ на заявление ФИО1 от 20 января 2020 года сообщило, что в соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" строительство, реконструкция, капитальный ремонт пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускается при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с ГрК РФ и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Также разъяснено, что для строительства примыкания с федеральной дороги Р-215 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала на участке км. 73+450 необходимо направить заявление с приложением необходимых документов и материалов на получение ТУ.
Письмом от 28 мая 2020 года за подписью заместителя прокурора Икрянинского района ФИО7 на обращение на действия должностных лиц администрации МО "Икрянинский район" ФИО1 дан ответ, согласно которому для согласования работ по строительству подъездов, съездов и примыканий к автомобильной дороге федерального значения необходимо обратиться с соответствующим заявлением в ФКУ Упрдор "Каспий". Также разъяснено право обращения в суд с исковым заявлением об устранении нарушений прав владения земельным участком.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59, 60, 67, 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статьи 304 Гражданского кодекса РФ, статей 60, 90 Земельного кодекса РФ, статей 3, 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, статей 2, 3, 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с таким выводом соглашается.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что возможность организации съездов с федеральной автомобильной дороги к каждому земельному участку и (или) объекту, не являющемуся объектом дорожного сервиса и расположенным в границах полосы отвода автомобильной дороги, не предусмотрена законодательством РФ. Материалы дела также не содержат доказательств, подтверждающих существование до реконструкции федеральной автомобильной дороги организованного в соответствии с действующим законодательством съезда с дороги в заявленных местах либо наличие проекта планировки территории с организацией разрешенных съездов с автомобильной дороги к земельным участкам истца.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств, несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.