Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.В., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Кравченко Елены Георгиевны, поданную 14 декабря 2022 на определение Иркутского областного суда от 06 сентября 2022 об отказе в принятии административного искового заявления и апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции суда от 02 ноября 2022, по материалу 9а-124/2022 по административному исковому заявлению Кравченко Елены Георгиевны о признании постановления Совета судей Иркутской области от 19 августа 2022 N незаконным и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Кравченко Е.Г. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления Совета судей Иркутской области от 19 августа 2022 N
Определением судьи Иркутского областного суда от 06 сентября 2022, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 ноября 2022, в принятии указанного административного искового заявления Кравченко Е.Г. отказано, по основанию предусмотренному положениями пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В кассационной жалобе Кравченко Е.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении материала в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указывает на неправильное толкование судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемых судебных актов; настаивает, что решение, принятое в отношении судьи о привлечении к дисциплинарной ответственности в соответствии с положениями законодательства может быть обжаловано в судебном порядке; считает не может быть отказано в судебной защите в случае нарушения законодательства органом судейского сообщества при привлечении судьи к дисциплинарной ответственности; указывает на нарушение Советом судей Иркутской области установленной нормами действующего законодательства процедуры принятия решения об установлении дисциплинарного проступка и привлечения судьи к дисциплинарной ответственности; выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о непринятии Советом судей Иркутской области решения о привлечении судьи Кравченко Е.Г. к дисциплинарной ответственности, полагая, что указанный вывод является выводом по существу спора, сделанным без рассмотрения административного искового заявления.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 КАС РФ, без проведения судебного заседания.
Согласно ч. 2 ст. 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материал, оценив доводы кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Отказывая в принятии административного иска по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, судья суда первой инстанции по сути исходил из того, что данное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в судах.
С данным выводом согласился судья суда апелляционной инстанции.
Указанный вывод является правильным, а доводы Кравченко Е.Г, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Из содержания административного искового заявления усматривается, что Кравченко Е.Г. частично (п. 1 решения) не согласна с решением Совета судей Иркутской области от 19 августа 2022 N об установлении нарушения судьей Иркутского областного суда требований ст. 6, п. 4 ст. 13, п. 2 ст. 22 Кодекса судейского этики и указании ей на недопустимость в дальнейшем нарушения положений Кодекса судейской этики, не направлении в квалификационную коллегию судей Иркутской области обращения о привлечении судьи Иркутского областного суда Кравченко Е.Г. к дисциплинарной ответственности, полагая, что оспариваемым решением в ее действиях установлен дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении требований Кодекса судейской этики.
Отказывая в принятии данного административного искового заявления, судья первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", пришел к выводу, что действия (бездействие) судей, судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке гражданского или административного судопроизводства, поскольку в противном случае нарушается принцип независимости судей, их неприкосновенности и подчинения только закону.
Судья апелляционной инстанции проверяя, законность определения, с выводами судьи первой инстанции согласился, указав, что из содержания оспариваемого постановления не следует, что Советом судей Иркутской области принято решение о привлечении Кравченко Е.Г. к дисциплинарной ответственности, отклонив довод жалобы о предусмотренной федеральным законом возможности обжалования в судебном порядке решения, которым судья привлечен к дисциплинарной ответственности, что, по мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае правильности приведенных в обжалуемом определении выводов не опровергает и о незаконности определения Иркутского областного суда от 06 сентября 2022 г. не свидетельствует.
При этом суд апелляционной инстанции полагал заслуживающими внимание, доводы о том, что прямо предусмотренная положениями Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" возможность обжалования действия (бездействие) органов судейского сообщества связывает не с формой самого акта и компетенцией принявшего его органа судейского сообщества, а с существом вопроса, в отношении которого данный акт постановлен, и пределами полномочий на его принятие.
Выводы судов являются правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не подтверждают нарушения норм материального и процессуального права.
Из анализа положения Конституции России, закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции", Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей", закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества", следует, что действия (бездействие) органов судейского сообщества, должностных лиц судов, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом судебной проверки.
Согласно пункту 3.1 статьи 10 ФЗ "Об органах судейского сообщества", Совет судей Российской Федерации, Президиум Совета судей Российской Федерации, совет судей субъекта Российской Федерации в случае выявления признаков совершения судьей дисциплинарного проступка вправе провести проверку и направить в квалификационную коллегию судей обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи.
Обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка при исполнении судьей служебных обязанностей может быть направлено в квалификационную коллегию судей Советом судей Российской Федерации, иным органом судейского сообщества, указанным в настоящем пункте, только при наличии частного определения, вынесенного вышестоящей судебной инстанцией, либо жалобы или обращения участника (участников) процесса о нарушении его (их) прав незаконными действиями судьи, совершенными при рассмотрении дела.
Нормативные положения вышеназванных законов, во взаимосвязи с пунктами 3, 4 части 1 статьи 20 КАС РФ, содержащей исчерпывающей перечень органов судейского сообщества, чьи решения (действия, бездействие) могут быть предметом судебной проверки, позволяет прийти к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации решение Совета судей Иркутской области не может быть оспорено в суде.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Иркутского областного суда от 6 сентября 2022 г. об отказе в принятии административного искового заявления и апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции суда от 2 ноября 2022 г, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья О.В. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.