Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-451/2022 (УИД 75RS0024-01-2021-001302-13) по иску Хаустовой Тамары Николаевны, Хаустова Александра Ивановича к администрации сельского поселения "Гаурское", администрации муниципального района "Чернышевский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилое помещение которых утрачено, по кассационной жалобе Хаустовой Тамары Николаевны, Хаустова Александра Ивановича на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 8 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хаустова Тамара Николаевна (далее по тексту - Хаустова Т.Н.), Хаустов Александр Иванович (далее по тексту - Хаустов А.И.) обратились в Чернышевский районный суд Забайкальского края с иском к администрации сельского поселения "Гаурское", администрации муниципального района "Чернышевский район", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, обязании включить в список граждан, жилое помещение которых утрачено результате чрезвычайной ситуации.
Определением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 10 декабря 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Хаустов Вадим Александрович (далее по тексту - Хаустов В.А.).
Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 15 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 февраля 2022 г. исковые требования Хаустовой Т.Н, Хаустова А.И. оставлены без удовлетворении.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 мая 2022 г. решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 15 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 февраля 2022 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Хаустова Т.Н, Хаустов А.И. уточнили исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и просили суд: установить факт их постоянного проживания в жилом доме по адресу: "адрес" для получения выплаты на приобретение жилого помещения утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г.; признать за ними право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г.; обязать администрацию муниципального района "Чернышевский район" включить их в список граждан, жилые помещения которых утрачены, в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края в 2021 г, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г. для приобретения жилого помещения; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края выделить им денежные средства на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 8 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 сентября 2022 г, исковые требования Хаустовой Т.Н, Хаустова А.И. оставлены без удовлетворения.
Хаустова Т.Н, Хаустов А.И. обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просят решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 8 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 сентября 2022 г. отменить, принять по делу новое постановление об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Хаустова Т.Н. Хаустов А.И. указали, что никогда не проживали по адресу: "адрес" совместно с Хаустовым В.А. и членами его семьи (женой и детьми), а были зарегистрированы и проживали с 1979 г. по адресу: "адрес". На основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 20 августа 1993 г. они являлись собственниками жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", которому в последствии на основании постановления администрации с/п "Гаурское" в виду технических ошибок при проведении нумерации домов на территории села "адрес" в 1993 г. присвоен номер дома "адрес". 13 октября 2017 г. на основании договора дарения они передали безвозмездно в собственность сына Хаустова В.А. жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". "адрес" д. "адрес", в связи с тяжелой болезнью истцов. После оформления договора дарения и в настоящее время они проживают в данном жилом доме и другого жилья не имеют. В декабре 2021 г. Хаустов В.А. на основании договора дарения передал им спорный жилой дом, право собственности зарегистрировано. Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" является для них единственным жильем, и оформляя договор дарения на своего сына они не могли предполагать о том, что произойдет чрезвычайная ситуация и принадлежащий ранее им жилой дом будет утрачен в результате паводка. Их сын Хаустов В.А. в утраченном в результате чрезвычайной ситуации жилом помещении не проживал, а являлся лишь титульным собственником жилого помещения, фактически собственниками являлись они. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие (часть 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 1979 г. Хаустова Т.Н, Хаустов А.Н. проживали в принадлежащем им на праве собственности жилом доме общей площадью 51, 5 кв.м, расположенном по адресу: "адрес".
13 октября 2017 г. Хаустова Т.Н, Хаустов А.Н. по договору дарения безвозмездно передали в собственность Хаустова В.А. указанный жилой дом, но продолжали в нем проживать, зарегистрированы в нем с 30 июня 2018 г.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N 46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями" в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021 г. в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района "Чернышевский район" Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (пункт 1); чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (пункт 3).
Постановлением администрации муниципального района "Чернышевский район" от 23 июля 2021 г. N 358 на территории муниципального района "Чернышевский район" введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
Заключением межведомственной комиссии от 4 октября 2021 г. N 130 на основании акта обследования помещения (многоквартирного дома) от 4 октября 2021 г. N 130, заключения от 21 сентября 2021 г. N 501/21, помещение, расположенное по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов.
Распоряжением администрации муниципального района "Чернышевский район" от 27 октября 2021 г. N 384-р в соответствии с Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362, Хаустову В.А. с составом семьи Хаустов А.И. (отец), Хаустова Т.Н. (мать), отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 г. по муниципальному району "Чернышевский район" на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края, поскольку установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности Хаустову В.А, что подтверждается выпиской из ЕГРН, на день возникновения чрезвычайной ситуации на праве собственности Хаустову В.А. принадлежит 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: "адрес". Указанный жилой дом также был поврежден в результате чрезвычайной ситуации, семье Хаустовых, в том числе Хаустову В.А. были оказаны меры социальной поддержки (выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома).
Хаустова Т.Н, Хаустов А.И, не согласившись с решением ответчика, указав, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации они проживали и были зарегистрированы в доме, расположенном по адресу: "адрес", который являлся для них единственным жилым помещением, они имеют право на предоставление мер социальной поддержки, обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что истцы не являясь собственниками утраченного жилого помещения, не подпадают под действие пунктов 1-5 пункта 4 указанных Правил.
Отменяя судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд кассационной инстанции не согласившись с выводами судов, указал, что положения пункта 9 Правил не распространяются в отношении граждан, указанных в подпункте 3 пункта 4 Правил, а распространяется лишь в отношении граждан, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 4 Правил, тогда как истцы на момент рассмотрения дела судом первой инстанции собственниками указанного жилого помещения не являлись, но были там постоянно зарегистрированы и фактически проживали, иного жилого помещения в собственности не имели, являлись членами семьи собственника данного жилого помещения Хаустова В.А. в связи с чем положения пункта 9 Правил в отношении истцов применению не подлежали.
При новом рассмотрении отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, исходил из отсутствия у истцов правовых оснований для получения мер социальной поддержки, поскольку истцы на момент чрезвычайной ситуации собственником жилого помещения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, не являлись, жилое помещение на момент возникновения чрезвычайной ситуации находилось в собственности их сына Хаустова В.А, у которого в собственности имелось иное пригодное для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: с "адрес" и он был включен в Список граждан на получение выплат для проведения капитального ремонта в связи с затоплением указанного жилого помещения.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что поскольку истцы не являлись собственниками спорного дома на момент возникновения чрезвычайной ситуации, является верным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее по тексту - Правила).
Пунктом 3 установлено, что настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки: 1) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений (далее - жилые помещения); 2) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на строительство ими жилых помещений; 3) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан; 4) предоставление жилых помещений, приобретенных Забайкальским краем или городскими поселениями, муниципальными и городскими округами, муниципальными районами (в отношении сельских поселений), на территории которых располагались утраченные жилые помещения (далее - муниципальное образование); 5) предоставление жилых помещений, построенных Забайкальским краем или муниципальными образованиями.
Согласно пункту 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации: 1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение,
пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г..N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение
отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г..N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
К членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации. К членам семей граждан, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан (пункт 5 Правил).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию муниципального образования следующие документы: 1) заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, а также в случае предоставления приобретенного или построенного жилого помещения; по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения; 2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи; 3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина; 4) копии правоустанавливающих документов на утраченное или поврежденное жилое помещение и (или) на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (при наличии), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) копию решения суда об установлении права на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственного жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) для граждан, указанных в подпункте 5 пункта 4 настоящих Правил; 6) в письменной форме соответствующее обязательство, предусмотренное пунктами 8 - 10 настоящих Правил.
Заявления в день поступления регистрируются администрацией в книгах регистрации заявлений по оказанию мер социальной поддержки граждан на приобретение или строительство жилых помещений и на осуществление капитального ремонта жилых помещений по формам согласно приложениям N 5 и 6 к настоящим Правилам в хронологической последовательности. Администрация в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19 - 21 настоящих Правил. В случае необходимости уточнения или дополнения сведений, содержащихся в представленных документах, администрация в пределах своей компетенции запрашивает у органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций необходимую информацию и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения (пункт 22 Правил).
В пункте 23 Правил перечислены основания отказа во включении в соответствующий Список: 1) несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; 2) непредставление документов, указанных в пунктах 19, 20 настоящих Правил; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; 4) получение ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для включения граждан в соответствующий Список, если необходимый документ не был представлен гражданином по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан на включение в Списки; 5) подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что на день введения режима чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" являлся сын истцов Хаустов В.А, у которого имелось иное пригодное для проживания жилое помещение, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у истцов права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при новом рассмотрении суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы Хаустовой Т.Н, Хаустова А.И. о том, что они проживают и зарегистрированы в спорном жилом помещении, в том числе и на момент возникновения чрезвычайной ситуации, иного пригодного для проживания жилого помещения в собственности не имеют, до паводка (в период с 20 августа 1993 г. по 13 октября 2017 г.) являлись собственниками спорного дома, в настоящее время (с 22 декабря 2021 г.) спорный дом находится в собственности Хаустовой Т.Н, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Из положений подпункта 3 пункта 4 вышеуказанных Правил следует, что право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
В данном случае Хаустова Т.Н, Хаустов А.И. не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченного жилого помещения, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении в силу положений пункта 5 Правил относятся к членам семьи собственника утраченного жилого помещения (своего сына Хаустова В.А.), у которого на день введения режима чрезвычайной ситуации имелась доля в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, расположенное по адресу: "адрес". Указанный жилой дом также был поврежден в результате чрезвычайной ситуации, семье Хаустовых, в том числе Хаустову В.А. были оказаны меры социальной поддержки (представлены выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома).
Таким образом, пришедшее в негодность спорное жилое помещение не является единственным жилым помещением для его собственника, а соответственно не является единственным жилым помещением для членов его семьи.
По существу доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 8 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хаустовой Тамары Николаевны, Хаустова Александра Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.