Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б, судей: Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-203/2022 (УИД 22RS0051-01-2022-000108-13) по иску прокурора Тальменского района Алтайского края в интересах Гайзель В.И. и Гайзеля В.Ф. к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения
по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 8 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2022 г.
по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 8 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, полагавшей кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Тальменского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Гайзель В.И. и Гайзеля В.Ф. к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" (далее - КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району") о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения.
В обоснование требований прокурор указал, что Гайзель В.И. 11 июня 2014 г. обратилась в КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда Алтайского края, указав в нем состав семьи из трех человек. К заявлению были приложены все необходимые документы. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению природным газом, обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), вывозу жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) была назначена Гайзель В.И. с 1 июня 2014 г. с учетом состава семьи из трех человек.
С 1 марта 2016 г. расчет ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг стал производиться с учетом состава семьи из двух человек на основании поданного 29 февраля 2016 г. Гайзель В.И. заявления и в связи с документальным подтверждением снятия с регистрационного учета ее дочери. Больше обращений по изменению состава семьи от Гайзель В.И. не поступало.
4 октября 2021 г. к ответчику с заявлением для назначения ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда Алтайского края обратился Гайзель В.Ф, указав в составе семьи четыре человека.
18 октября 2021 г. в адрес КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" поступил ответ Управления Федеральной миграционной службы по Тальменскому району, в котором указан состав семьи из четырех человек (Гайзель В.Ф, Гайзель В.И, ФИО6, ФИО7), в связи с чем с 1 ноября 2021 г. ответчиком откорректирован расчет денежной компенсации по услуге "электроснабжение", подлежащей выплате Гайзель В.И, из расчета 4 человека в составе семьи, и за период с 1 июля 2017 г. по 31 октября 2017 г. ответчиком произведен перерасчет компенсации, в результате которого была выявлена переплата в сумме 14 260 рублей 10 копеек, которая, по мнению ответчика, подлежит удержанию с Гайзель В.И.
21 декабря 2021 г. в адрес ответчика от истцов поступили сообщения о временном отсутствии по месту регистрации ФИО6 и ФИО7, представлены подтверждающие документы, в связи с чем с 1 февраля 2022 г. ответчик откорректировал расчет компенсации по услуге "Электроснабжение" на состав семьи из 2 человек.
Прокурор полагает, что ответчиком нарушены права истцов на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по услугам "Электроснабжение", "Отопление (природный газ)", "Обращение с ТКО", "Вывоз ЖБО" по льготному основанию "Ветеран труда Алтайского края", так как в период с 7 июня 2017 г. по 1 февраля 2021 г. Новичихина И.В. и Баган Е.И. проживали в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края, а со 2 февраля 2021 г. по настоящее время проживают в г. Барнауле Алтайского края.
С учетом уточнений прокурор просил признать незаконными действия КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" по факту корректировки состава семьи Гайзель В.И. в количестве 4 человек за период с 7 июня 2017 г..по 1 февраля 2022 г, а в отношении Гайзеля В.Ф. - за период с 1 октября 2021 г..по 1 февраля 2022 г..по услуге "Электроснабжение"; признать незаконными действия КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" по факту корректировки состава семьи Гайзель В.И. в количестве 4 человек за период с 7 июня 2017 г..по настоящее время, а в отношении Гайзеля В.Ф. - за период с 1 октября 2021 г..по настоящее время по услугам "Отопление (природный газ)", "Вывоз ЖБО"; признать незаконным произведенный КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" Гайзель В.И. перерасчет компенсации за период с 1 июля 2017 г..по настоящее время, исходя из состава семьи 4 зарегистрированных человека, и выставленную задолженность в размере 14 260 рублей 10 копеек; обязать КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" произвести перерасчет компенсации Гайзель В.И. с 31 октября 2021 г..по 1 февраля 2022 г..по услуге "Электроснабжение"; обязать КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" произвести перерасчет компенсации Гайзель В.И. с 31 октября 2021 г..по настоящее время, исходя из состава семьи 2 человека, фактически проживающих по адресу: "адрес", до изменения фактического численного состава семьи по услугам "Отопление (природный газ)", "Вывоз ЖБО", и списать начисленную задолженность в размере 14 260 рублей 10 копеек; обязать КГКУ "Управление социальной защиты населения по "адрес"" произвести перерасчет компенсации Гайзелю В.Ф. с 31 октября 2021 г..по 1 февраля 2022 г..по услуге "Электроснабжение"; обязать КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" произвести перерасчет компенсации Гайзелю В.Ф. с 31 октября 2021 г..по настоящее время, исходя из
состава семьи 2 человека, фактически проживающих по адресу: "адрес", до изменения фактического численного состава семьи по услугам "Отопление (природный газ)", "Вывоз ЖБО".
В суде первой инстанции истец Гайзель В.И. заявила об отказе от иска в части требования о признания незаконным действия КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" по факту корректировки состава семьи Гайзель В.И. в количестве 4 человек за период с 7 июня 2017 г. по 1 февраля 2022 г. по услуге "Электроснабжение"; требования о возложении на КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" обязанности произвести перерасчет компенсации Гайзель В.И. с 31 октября 2021 г. по 1 февраля 2022 г. по услуге "Электроснабжение".
Определением Тальменского районного суда Алтайского края от 8 апреля 2022 г. производство по делу в части вышеуказанных требований прекращено.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 8 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2022 г, исковые требования прокурора Тальменского района Алтайского края в интересах Гайзель В.И. и Гайзеля В.Ф. удовлетворены.
Признаны незаконными действия КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" по факту корректировки состава семьи Гайзель В.И. в количестве 4 человек за период с 7 июня 2017 г. по дату вынесения решения по услугам "Отопление (природный газ)", "Вывоз ЖБО"; признаны незаконными действия КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" по факту корректировки состава семьи Гайзеля В.Ф. в количестве 4 человек за период с 1 октября 2021 г. по настоящее время по услугам "Отопление (природный газ)", "Вывоз ЖБО"; признан незаконным произведенный КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" Гайзель В.И. перерасчет компенсации за период с 1 июля 2017 г. по дату вынесения решения, исходя из состава семьи 4 зарегистрированных человека, и выставленная задолженность в размере 14 260 рублей 10 копеек; на КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" возложена обязанность произвести перерасчет компенсации Гайзель В.И, начиная с 31 октября 2021 г, исходя из состава семьи 2 человека, фактически проживающих по адресу: "адрес", до изменения фактического численного состава семьи, по услугам "Отопление (природный газ)", "Вывоз ЖБО", и произвести списание начисленной задолженности в размере 14 260 рублей 10 копеек; на КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" возложена обязанность произвести перерасчет компенсации Гайзелю В.Ф, начиная с 31 октября 2021 г, исходя из состава семьи 2 человека, фактически проживающих по адресу: "адрес" до изменения фактического численного состава семьи, по услугам "Отопление (природный газ)", "Вывоз ЖБО".
Краевым государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" и Министерством социальной защиты Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 8 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2022 г. поданы кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Прокурором прокуратуры Алтайского края, участвовавшим в деле, на кассационные жалобы КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" и Министерства социальной защиты Алтайского края были принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав мнение прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, полагавшей кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для их удовлетворения исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гайзель В.И, имея звание "Ветеран труда Алтайского края", 11 июня 2014 г. обратилась в КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" с заявлением для назначения ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав в нем состав семьи из трех человек.
На основании приложенных к заявлению документов, Гайзель В.И. с 1 июня 2014 г. была назначена ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению природным газом, обращению с твердыми коммунальными отходами, вывозу жидких бытовых отходов с учетом состава семьи из трех человек.
С 1 марта 2016 г. расчет ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг стал производиться с учетом состава семьи из двух человек на основании поданного 29 февраля 2016 г. Гайзель В.И. заявления в связи с документальным подтверждением снятия с регистрационного учета ее дочери Гайзель И.В. (в настоящем - Новичихиной).
4 октября 2021 г. в КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" с заявлением для назначения ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как Ветерану труда Алтайского края обратился супруг Гайзель В.И. - Гайзель В.Ф, указав в заявлении состав семьи из четырех человек.
В связи с расхождением сведений о численности состава семьи, предоставленных Гайзель В.И. и Гайзелем В.Ф, на основании установленных законом полномочий, КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" обратилось в Управление Федеральной миграционной службы по Тальменскому району с запросом о количестве зарегистрированных членов семьи льготополучателей.
На основании полученного 18 октября 2021 г. ответа о том, что в период с 1 июля 2017 г. по 31 октября 2017 г. семья состояла из четырех зарегистрированных человек (Гайзель В.И, Гайзель В.Ф, ФИО6, ФИО7), управление произвело перерасчет компенсации, выявив переплату за период с 1 июля 2017 г. по 31 октября 2021 г. в сумме 19 202 рубля 17 копеек (в том числе по услуге "электроснабжение" - 4 943 рубля 07 копеек, по услуге "отопление (природный газ)" - 8 407 рублей 60 копеек, по услуге "вывоз ЖБО" - 5 852 рубля 50 копеек).
Однако 17 января 2022 г. из суммы переплаты была исключена переплата по услуге "электроснабжение" (4 943 рубля 07 копеек), в результате комиссия пришла к выводу о том, что переплата, подлежащая удержанию, составляет 14 260 рублей 10 копеек (в том числе: по услуге "отопление (природный газ)" - 8 407 рублей 60 копеек, по услуге "вывоз ЖБО" - 5 852 рубля 50 копеек), что подтверждается выпиской из протокола от 17 января 2022 г. N 3 заседания комиссии по поступлению и выбытию активов КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району".
С 1 ноября 2021 г. ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальной услуги "вывоз ЖБО" льготополучателям Гайзель В.И. и Гайзелю В.Ф. производится из расчета четыре зарегистрированных члена семьи.
По услуге "Электроснабжение" за период с 1 октября 2021 г. по 31 января 2022 г. поставщиком был произведен перерасчет в пользу льготополучателя Гайзель В.И. на сумму 1 101 рубль 01 копейка с учетом двух проживающих в квартире (оба льготополучатели), что подтверждается письмом АО "Алтайкрайэнерго" от 10 февраля 2022 г. и приложением к нему; указанная сумма перечислена Гайзель В.И.
21 декабря 2021 г, от льготополучателей Гайзель В.И, Гайзеля В.Ф. в орган социальной защиты поступили заявления о перерасчете ежемесячной денежной компенсации расходов по отоплению и коммунальным услугам в связи с непроживанием в их квартире ФИО6 и ФИО7 с 7 июня 2017 г. по день подачи заявления; к заявлению прилагались документы, подтверждающие отсутствие указанных лиц.
Ответом органа социальной защиты от 19 января 2022 г. истцам отказано в удовлетворении заявлений. Данное обстоятельство подтверждается заявлениями с отметкой о принятии органом социальной защиты, ответами об отказе в удовлетворении заявлений и не оспаривается ответчиком.
Сведениями УФМС России по Алтайскому краю по состоянию на 12 октября 2021 г. подтверждается, что Гайзель В.И. и Гайзель В.Ф. зарегистрированы по "адрес" с 14 сентября 1992 г, ФИО6 и ФИО7 - с 7 июня 2017 г.
Судом установлено, что факт непроживания ФИО6 и ФИО7 по месту регистрации подтверждается ответом начальника МО МВД России "Топчихинский" от 21 января 2022 г. N о том, что ФИО6 (ФИО14) проходила службу в органах внутренних дел МО МВД России "Топчихинский" в период с 5 декабря 2016 г. по 31 января 2021 г, 1 февраля 2021 г. откомандирована в распоряжение ОМВД по Тальменскому району; договорами найма жилых помещений в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края; выпиской из амбулаторной карты ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ, за период с 25 января 2016 г. по 24 февраля 2022 г, предоставленной КГБУЗ "Топчихинская ЦРБ", справкой МКДОУ Детский сад "Солнышко" с. Топчиха о посещении ФИО9 детского сада в период с 20 мая 2019 г. по 30 сентября 2020 г.
В суде первой инстанции Гайзель В.И. давала объяснения о том, что оплата коммунальных услуг производится в соответствии показаниями приборов учета. Она и ее супруг место жительства не меняли, меняли место жительства только члены их семьи. Гайзель В.Ф. стал пользоваться льготами с октября 2021 года, при подаче заявления он хотел указать в нем количество фактически проживающих в квартире граждан - 2 человека, однако сотрудник органа социальной защиты пояснил, что нужно указывать число зарегистрированных граждан, а проживают они фактически или нет, не имеет значения для расчета компенсационной выплаты; таким образом, Гайзель В.Ф. был введен в заблуждение и вынужден был указать в заявлении членов семьи, фактически не проживающих в квартире. Вскоре после подачи Гайзелем В.Ф. заявления сотрудники органа социальной защиты позвонили Гайзель В.И. и сообщили, что у нее образовалась переплата компенсации за период с 1 июля 2017 г. по 31 октября 2021 г, так как она ранее неверно указала количество зарегистрированных в доме, предложили возместить переплату, несмотря на то, что Гайзель В.И. пыталась объяснить то, что фактически в этот период времени ее дочь ФИО6 и внук ФИО7 в квартире не проживали и не проживают на момент телефонного разговора, соответственно, фактически они коммунальными услугами не пользуются. Не убедив сотрудников органа социальной защиты по телефону, Гайзель В.И. 26 октября 2021 г. предоставила в орган социальной защиты заявление и документы, подтверждающие адрес фактического проживания ФИО6 и ФИО10
Разрешая спор, руководствуясь положениями Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям в Алтайском крае, утвержденными Постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. N126, установив, что фактическое место проживания ФИО6 и ФИО7 в период начисления органом социальной защиты переплаты не совпадает с местом их регистрации; место работы ФИО6 находилось на существенном территориальном отдалении от р.п. Тальменка, фактически ФИО6 вместе с малолетним ребенком проживала в с. Топчиха, что подтверждено письменными доказательствами по делу; именно по месту фактического проживания ФИО6 и ФИО7 являлись потребителями услуг "отопление (природный газ)" "вывоз ЖБО", "электроснабжение"; исходя из того, что установленный Законом Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС 14-дневный срок, в течение которого гражданин, получающий компенсацию, обязан известить орган социальной защиты об изменениях состава семьи и других обстоятельствах, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение ее размера, не является пресекательным, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда дополнительно указала на то, что истцами представлены относимые и допустимые доказательства того, что дочь истцов Новичихина И.В. и внук Баган И.Е. в спорный период получения Гайзель В.И. компенсации проживали по иному адресу и фактически не являлись получателями коммунальных услуг по месту проживания истцов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, исходя из следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" (далее Федеральный закон от 12 января 1995 г. N5-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ от 12 января 1995 г. N5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу части 1.2 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", ветеранам труда Алтайского края предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги (за исключением отопления), рассчитанной, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более установленных нормативов потребления. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг; платы за отопление, в том числе оплаты стоимости твердого топлива при отсутствии в жилом помещении центрального отопления, в пределах установленных нормативов потребления услуги (норм твердого топлива, установленных для продажи населению) и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом транспортных расходов по доставке топлива.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются ветеранам труда Алтайского края, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (часть 1.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС).
Меры социальной поддержки, указанные в частях 1, 1.2 настоящей статьи, предоставляются в натуральной форме или в виде компенсации либо в твердой денежной сумме (часть 1.4 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС).
В Алтайском крае порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация), установленных, кроме прочих, и Федеральным законом "О ветеранах" определяет Закон Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" (далее Закон Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N156-ЗС).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N156-ЗС гражданин, получающий компенсацию, обязан извещать уполномоченный орган об изменениях состава семьи, места жительства, оснований предоставления мер социальной поддержки и других обстоятельствах, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение ее размера, в течение 14 дней с момента наступления обстоятельств, с представлением соответствующих документов.
На основании пункта 1 статьи 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N156-ЗС суммы компенсации, излишне выплаченные гражданину по его вине (предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения и размер компенсации, невыполнение требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона), возмещаются гражданином, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. N126 утверждены Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае (далее - Правила).
В силу пункта 9 Правил в случае совместного проживания в семье двух и более льготополучателей назначение и выплата компенсации производится каждому из них.
Согласно пункту 16 Правил денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с законодательством в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и жилищным законодательством (рассчитанного без учета повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг) и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Размер денежного эквивалента по коммунальным услугам определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более установленных нормативов потребления. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
При наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение состава семьи, изменение (утрата) оснований предоставления мер социальной поддержки и др.), льготополучатель обязан сообщить управлению социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления, с представлением соответствующих документов (пункт 23 Правил).
Согласно пункту 24 Правил в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение размера компенсации, выплата ее в новом размере производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 24.3 суммы компенсации, излишне выплаченные льготополучателю по его вине (представление документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения и размер компенсации, невыполнение требования, предусмотренного пунктом 23 настоящих Правил), возмещаются гражданином (добровольно возвращаются льготополучателем, засчитываются в счет будущей компенсации). При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску управления социальной защиты населения истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что ФИО12 и ФИО7 в спорный период в квартире совместно с Гайзель В.И. и Гайзель В.Ф. не проживали, не являлись получателями коммунальных услуг по месту регистрации; ежемесячный объем потребленных коммунальных услуг и отопления определяется у истцов по показаниям приборов учета; исходя из отсутствия в действиях Гайзель В.И. и Гайзель В.Ф. недобросовестности; фактического проживания в спорный период по адресу "адрес" только истцов, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для корректировки ответчиком данных о составе семьи Гайзель В.И. в количестве 4 человек за период с 7 июня 2017 г. по дату вынесения решения по услугам "Отопление (природный газ)", "Вывоз ЖБО", корректировки данных о составе семьи Гайзеля В.Ф. в количестве 4 человек за период с 1 октября 2021 г. по настоящее время по услугам "Отопление (природный газ)", "Вывоз ЖБО", перерасчете Гайзель В.И. компенсации за период с 1 июля 2017 г. по дату вынесения решения, исходя из состава семьи 4 зарегистрированных человека, и выставления задолженности по коммунальным услугам в размере 14 260 рублей 10 копеек.
Доводы кассационных жалоб о неисполнении Гайзель В.И. обязанности по сообщению в КГКУ "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району" сведений об изменении количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", не могут повлечь отмену оспариваемых судебных актов, поскольку повторяют правовую позицию стороны ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и были отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалованных судебных актах, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки кассаторов на положения пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N354, правильных выводов судебных инстанций не опровергают, поскольку положения указанной правовой нормы подлежат применению при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, в то время как жилое помещение истцов оборудовано приборами учета, в данном жилом помещении в спорные периоды проживали только истцы.
Ссылки в кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на иную судебную практику по аналогичным делам, не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм материального и процессуального права при разрешении заявленного иска, при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу, основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Иные доводы кассационных жалоб не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы суда подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, представленных в материалы дела.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационных жалобах.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалоб нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда первой инстанции и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тальменского районного суда Алтайского края от 8 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тальменскому району", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.