Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б, судей: Гусева Д.А, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1515/2022 (УИД 75RS0001-02-2022-000866-81) по иску Днепровского О.А. к Министерству здравоохранения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об обязании обеспечить лекарственными препаратами
по кассационной жалобе Днепровского О.А. на решение Центрального районного суда г. Читы от 14 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Днепровский О.А. (далее по тексту - Днепровский О.А, истец) обратился с иском к Министерству здравоохранения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
Требования мотивированы тем, что 30 октября 2007 г. Днепровскому О.А. в Государственном учреждении "Российская детская клиническая больница" в г. Москве, было произведено "данные изъяты", 30 апреля 2008 г. была осуществлена пересадка "данные изъяты". Согласно выписки из истории болезни N больному в послеоперационный период прописаны следующие препараты: "данные изъяты". По жизненным показаниям больной должен принимать перечисленные препараты постоянно. Ранее, в 2013 года Министерством здравоохранения Забайкальского края в одностороннем порядке заменен препарат "данные изъяты" на (дженерик) "данные изъяты". Однако, в связи с проверкой прокуратуры Забайкальского края 3 октября 2013 г. министром здравоохранения Забайкальского края признано, что согласно рекомендациям главного врача по медицинской части ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Минздрава России А.А. Вологова от 17 апреля 2013 г, в случае замены оригинального препарата " "данные изъяты"" на любой воспроизведенный препарат (дженерик), это должно быть сделано под контролем врача и обязательным мониторированием концентрации циклоспорина в крови. Однако, данных рекомендаций ответчик не придерживается.
6 октября 2014 г. Днепровскому О.А. была присвоена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно. В 2019 году Министерство здравоохранения Забайкальского края в одностороннем порядке опять изменило перечень лекарств, назначенных истцу лечащим врачом при выписке. Препарат "данные изъяты" заменили на дженерик "данные изъяты". Опасаясь за свою жизнь, Днепровский опять стал приобретать за свой счет замененные Минздравом лекарства. Несмотря на поданные жалобы в надзорные органы, лекарства согласно выписке из истории болезни N в полном объеме не предоставляются. Истец состоит в регистрах федеральных и региональных получателей льготы, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов и как инвалид "данные изъяты" группы имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение препаратами " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"" постоянно по жизненным показаниям.
Истец просит обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечивать лечение Днепровского О.А. лекарственными препаратами " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"" в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края как главного распорядителя бюджетных средств ежегодно при планировании расходов бюджета учитывать объемы финансовых средств, необходимых для обеспечения в соответствии с медицинскими показаниями Днепровского О.А. лекарственным препаратом " "данные изъяты"" установленном в соответствии с медицинскими показаниями. В части возложения обязанности на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обеспечивать лечение Днепровского О.А. лекарственным препаратом " "данные изъяты"", " "данные изъяты"" в установленном в соответствии с медицинскими показаниями, решение суда обратить к немедленному исполнению.
Протокольным определением от 1 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 14 марта 2022 г, постановлено в удовлетворении иска Днепровскому О.А. к Министерству здравоохранения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об обеспечении лекарственными средствами отказать.
Днепровским О.А. на решение Центрального районного суда г. Читы от 14 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 августа 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец является инвалидом "данные изъяты" группы, состоит на диспансерном учете с диагнозом: "данные изъяты"
При выписке истцу рекомендовано по жизненным показаниям принимать препараты "данные изъяты" - 175 мг. в сутки, "данные изъяты" - 10 мг. в сутки, атеналол по 0, 5 таб. в сутки, "данные изъяты" по 1 таб. 1 раз в сутки.
Истец наблюдается о нефролога ГУЗ "ККБ", 1 раз в год, проходит обследование, лечение в условиях нефрологического отделения "ГУЗ "ККБ". Ему рекомендовано лечение: р-р "данные изъяты" 0, 045 утром, 0, 040 вечером под контролем уровня "данные изъяты" 1 раз в 3 месяца скоррекцией дозы. Препараты: "данные изъяты"
После повторного лечения в данном лечебном учреждении 13 августа 2010 г. лечащим врачом ФИО7 по жизненно важным показаниям истцу были назначены лекарственные препараты "данные изъяты" или "данные изъяты" и "данные изъяты" для длительного приема. В отношении препарата "данные изъяты" или "данные изъяты" указано, что замена их на аналоги не допустима. В выписном эпикризе истцу дана рекомендация продолжения лечения по месту жительства у терапевта и нефролога.
Днепровский О.А. состоит в регистрах федеральных и региональных льготополучателей, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а также с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", дополнительно имеет право на обеспечение лекарственными препаратами по 12-ти высокозатратным нозологиям (далее -12 ВЗН), на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N1416 "О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико - уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей".
Как следует из письма ГАУЗ "Клинический медицинский центр г. Читы" до 2020 года пациент получал: "данные изъяты"). С 2020 года, продолжил получение "данные изъяты" и "данные изъяты" кислоты в соответствии с назначением лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (далее - МНН) на основании требований Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 января 2019 г. N4н.
Лекарственные препараты выделяются согласно МНН по заявке главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Забайкальского края. Для решения вопроса о направлении на обследование в Федеральную клинику по поводу замены оригинальных препаратов на дженерики пациенту рекомендована консультация нефролога ГУЗ "ККБ" для получения необходимых рекомендаций.
Судом установлено, что 25 мая 2021 г. истец обратился с жалобой в ГУАЗ "Клинический медицинский центр г. Читы", в которой просил представить ему результаты и состав врачебной комиссии, на основании которых ему были заменены оригинальные препараты на дженерики, а также решить вопрос о направлении его в Федеральные клиники для решения вопроса о целесообразности замены оригинальных препаратов на дженерики, врачебную комиссию провести с его участием.
Данная жалоба истца была рассмотрена врачебной комиссией. По результатам рассмотрения был составлен протокол N от 27 мая 2021г. Из данного документа следует, что врачебная комиссия по поводу замены оригинальных препаратов Майфортик и Неорал (сандиммун), на дженерики не проводилась, так как лекарственные препараты выделяются ему согласно международного непатентованного наименования по заявке главного специалиста Министерства здравоохранения Забайкальского края. Истцу было разъяснено, что для решения вопроса о направлении его в Федеральную клинику на консультацию по поводу замены оригинальных препаратов на дженерики необходима консультация нефролога и его рекомендации.
28 июля 2021 г. истец был осмотрен нефрологом ГУЗ Краевая Клиническая больница Сорокиной Л.А, которой было установлено, что истец принимает с июля 2020 г. лекарственные препараты "данные изъяты" и "данные изъяты" в соответствующих дозах. Поскольку состояние здоровья у истца было удовлетворительное, врач рекомендовала дальнейшее применение данных препаратов.
Врачом терапевтом ФИО9 для решения вопроса о замене выделяемых истцу по заявке препаратов на оригинальные препараты ("данные изъяты" и "данные изъяты") было составлено направление, в котором в том числе было указано, что истец принимает "данные изъяты" и "данные изъяты". Принимает оригинальные препараты, которые закупает самостоятельно. Настаивает на получении оригинальных препаратов по федеральной квоте. При приеме дженериков какой-либо аллергической реакции или других неблагоприятных реакций на прием препаратов дженериков в амбулаторной карте не зафиксировано.
Согласно ответу ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов им. ак. Шумакова", полученному по запросу суда апелляционной инстанции и приобщенному к материалам дела в качестве нового доказательства, следует, что 18 августа 2021г. врачом-нефрологом Учреждения ФИО10 была проведена телемедицинская консультация по тактике лечения Днепровскому О.А. Тогда же было известно, что за период наблюдения пациент обеспечивается препаратами "данные изъяты" и "данные изъяты" закупаемыми централизовано по федеральной программе 14 высокозатратных нозологий. Побочные действия, серьезные нежелательные реакции, непредвиденные нежелательные реакции при применении выписываемых Днепровскому О.А. по международному непатентованному наименованию данных лекарственных препаратов для медицинского применения не зафиксированы. При этом в прилагаемой медицинской документации было указано, что пациент принимает оригинальные препараты "данные изъяты" и "данные изъяты", которые, со слов пациента, закупает самостоятельно. Препараты, получаемые по квоте в аптеке, пациент не принимает и настаивает на получении оригинальных препаратов по федеральной льготе. Учитывая, что у пациента Днепровского О.А. отсутствовали индивидуальные показания к назначению препаратов "данные изъяты" и "данные изъяты" только в виде оригинальных препаратов "данные изъяты" и "данные изъяты", врачом-нефрологом Учреждения ФИО10, согласно Национальным рекомендациям, было рекомендовано продолжить обеспечение пациента лекарственными препаратами, закупаемыми централизованно по программе 14 высокозатратных нозологий.
Судом установлено, что указанные в ответе сведения подтверждаются также протоколом телемедицинской консультации.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 19, 29, 37, 44, 48, 70, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 г..N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г..N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства от 28 ноября 2013 г..N1086 "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов", Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г..N1416 "О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико - уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и IV типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Приказа Минздрава России от 24 ноября 2021 г..N1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов", исходя из того, что ГУ "Российская
детская клиническая больница" истцу только рекомендовано применение циклоспорина с торговым наименованием " "данные изъяты"", микофеноловой кислоты с торговым наименованием " "данные изъяты"", иных доказательств тому, что Днепровский О.А. по жизненным показаниям нуждается в циклоспорине именно торгового наименования " "данные изъяты"" и в микофеноловой кислоте с торговым наименованием " "данные изъяты"" не представлено, равно как и не представлено доказательств, что препараты "данные изъяты" с иным торговым наименованием " "данные изъяты"" и микофеноловой кислоты с торговым наименованием " "данные изъяты"" могут ухудшить состояние здоровья истца, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности доводов истца о нарушении его прав ответчиком по непредставлению лекарственных средств с определенным торговым наименованием и наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
Согласно Стандарту медицинской помощи больным с трансплантированными органами и (или) тканями, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N702, в стандарт лечения входят препараты с международным непатентованным наименованием "Микофеноловая кислота" и "Циклоспорин".
Данные лекарственные препараты под международным непатентованным наименованием "Микофеноловая кислота" и "Циклоспорин" Распоряжением Правительства Российской Федерации N2406-р от 12 октября 2019 г. включены в перечень жизненно необходимых препаратов для медицинского применения.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Согласно пункту 4 указанного Порядка врачебная комиссия осуществляет следующие функции: принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 4.12), принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (подпункт 4.13).
В соответствии с пунктом 15 Порядка решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).
Пунктом 16 Порядка определено, что решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии) (подпункт 16.1.), список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании (подпункт 16.2), перечень обсуждаемых вопросов (подпункт 16.3), решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование (подпункт 16.4).
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-Ф.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-Ф при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
В соответствии с пунктом 6 Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года N4н, утратившим силу с 01 марта 2022 г, назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.
Согласно пункту 5 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 г. N1094н назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона N323-ФЗ, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Согласно пункту 4 указанного Порядка врачебная комиссия осуществляет следующие функции: принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 4.12), принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (подпункт 4.13).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 N2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, согласно которому к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам отнесены Микофеноловая кислота и Циклоспорин.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что после изменения законодательства в сфере оборота лекарственных препаратов, истцу лечащим врачом назначались и выписывались рецепты для приема лекарственных препаратов под международным непатентованным наименованием " "данные изъяты"" и "данные изъяты""; врачебной комиссией лечебного учреждения в установленном законом порядке решение о назначении истцу лекарственных препаратов с торговым наименованием " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"" не принималось; в Государственном реестре лекарственных средств включены препараты с международным непатентованным наименованием "данные изъяты" с торговыми наименованиями " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"", также лекарственные препараты международным непатентованным наименованием "данные изъяты" с торговыми наименованиями " "данные изъяты"" и " "данные изъяты""; доказательств того, что воспроизведенные лекарственные препараты с наименованиями " "данные изъяты"" и " "данные изъяты" являются для истца непереносимыми и могут нанести вред здоровью истца суду не представлено, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что Министерством здравоохранения Забайкальского края нарушений прав истца на обеспечение его жизненно необходимым лекарственным препаратом именно по международному непатентованному наименованию, назначенному ему лечащим врачом, не допущено, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не была дана оценка ответу ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский Центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова" от 31 мая 2022 г. о нежелательности перевода истца на лекарственный препарат другого наименования, а также необходимости проведения обязательного мониторирования концентрации циклоспорина в крови в случае замены оригинального препарата " "данные изъяты"" на другой препарат, отсутствии возможности проведения такого мониторирования в Забайкальском крае, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку повторяют правовую позицию стороны истца, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и были отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалованных судебных актах, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции в качестве дополнительного доказательства принят ответ на запрос суда, поступивший из ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский Центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова" от 31 мая 2022 г, из которого следует, что по результатам телемедицинской консультации, проведенной врачом-нефрологом данного учреждения, в связи с отсутствием индивидуальных показаний к назначению препаратов "данные изъяты" и "данные изъяты" только в виде оригинальных препаратов " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"" было рекомендовано продолжить обеспечение пациента лекарственными препаратами, закупаемыми централизовано.
Кроме того, выводы судебных инстанций основаны на том, что нарушений прав истца на обеспечение его жизненно необходимым лекарственным препаратом н именно по международному непатентованному наименованию, назначенному лечащим врачом не допущено, поскольку соответствующее решение врачебной комиссии о необходимости обеспечения истца лекарственными препаратами с конкретным торговым наименованием в соответствии с Порядком назначения лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 г. N1094н, не принималось.
В силу части положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений предоставлено право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании всех представленных в дело доказательств и установленных обстоятельствах. Судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в апелляционном определении отражены результаты оценки доказательств, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений правил оценки доказательств судами не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Суд кассационной инстанции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 14 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Днепровского О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.