Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Варнавской Л.С, Уфимцевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-212/2022 (УИД 04RS0018-01-2021-010633-12) по исковому заявлению прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства, обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс", Правительству Республики Бурятия, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки
по кассационной жалобе представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Борошноева С.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 5 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Республиканскому агентству лесного хозяйства, обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (далее по тексту - ООО "ЭкоАльянс"), Правительству Республики Бурятия, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Муйского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах и производства и потребления, по результатам которой в границах МО ГП "Северомуйское" выявлена несанкционированная свалка, размещение которой осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно - эпидемиологическое благополучие населения.
Проверкой установлено, что в границах муниципального образования городского поселения "Северомуйское" в кадастровом квартале N на землях государственного лесного фонда размещены твердые коммунальные отходы площадью 6505, 5 кв.м, объемом 950 кв.м. Земельный участок относится к подразделению лесного участка по целевому назначению: защитные полосы лесов, распложенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и расположен по адресу: "адрес".
Состав мусора - отходы от жилищ, бумага, картон, стекло, полиэтилен, пластмасса, коробки, одежда, бытовые товары, пищевые отходы, металл, дерево, резина, обувь. Отходы размещены на ровной земле посреди лесного массива. Мусор разбросан по всей площади неравномерно, имеются накопления высотой до 3 метров, местами мусор расположен один слоем высотой 10-20 см. Собственник указанных отходов не установлен.
Указанный участок Республиканским агентством лесного хозяйства в пользование (аренду) никому не предоставлен.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 г. N 13 "Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющем исполнительно - распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору, федеральному государственному пожарному надзору в лесах, в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий. В соответствии с Положением агентство осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов. Принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнений бытовыми и промышленными отходами лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не переданных по договору аренды, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Истец просил обязать Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в силу ликвидировать несанкционированную свалку путем освобождения земельного (лесного) участка в Муйском лесничестве, Северомуйском участковом лесничестве, квартал 8, часть выдела 30 от отходов производства и потребления площадью 6505, 5 кв.м.
Определением от 18 января 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Бурятия.
Определение от 22 февраля 2022 г. в качестве соответчика привлечено ООО "Эко Альянс".
Определением от 28 марта 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 апреля 2022 г. исковые требования прокурора Муйского района Республики Бурятия удовлетворены частично.
На Республиканское агентство лесного хозяйства возложена обязанность организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N, Республика Бурятия, Муйское лесничество, Северомуйское участковое лесничество, квартал 8, часть выдела 30, общей площадью 6505 кв.м, в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении требований, заявленных к ООО "ЭкоАльянс", Правительству Республики Бурятия, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 сентября 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Борошноева С.Г. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения от прокуратуры Республики Бурятия.
В заседании суда кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобокова В.В. доводы кассационной жалобы поддержала.
Представитель Правительства Республики Бурятия Романова О.С. не возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель истца прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г.Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошников С.О. полагал, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что по результатам прокурорской проверки в границах МО ГП "Северомуйское" выявлена несанкционированная свалка, размещение которой осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Проверкой установлено, что в границах муниципального образования городское поселение "Северомуйское" в кадастровом квартале N на землях государственного лесного фонда размещены твердые коммунальные отходы площадью 6505, 5 кв.м.
Акт обследования осмотра составлен 8 октября 2021 г.
В ходе проведения осмотра установлено размещение несанкционированной свалки, расположение: "адрес", объем несанкционированной свалки - 950 куб.м, состав мусора - отходы из жилищ, бумага, картон, стекло, полиэтилен, пластмасса, коробки, одежда, бытовые товары, пищевые отходы, металл, дерево, резина, обувь. Локация - отходы размещены на ровной земле посреди лесного массива, мусор разбросан по всей площади неравномерно, имеются накопления высотой до 3 метров, местами мусор расположен одним слоем высотой 10-20 см. Границы несанкционированной свалки в целом проходят вдоль лесных насаждений и располагаются на очищенной от деревьев поляне. Сквозь несанкционированной свалки проходит грунтовая дорога. Ограждения отсутствуют, средства для ограничения мусора не установлены, шлагбаума или иных средств ограничения заезда на свалку нет. Признаки проведения работ по уходу за свалкой не выявлены.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок находится в пределах кадастрового квартала N. Свалка находится в границах МО ГП "Северомуйское" на землях государственного лесного фонда.
Нахождение несанкционированной свалки в указанном месте, площадь и объем отходов, принадлежность земельного участка под свалкой сторонами не оспаривалось.
Указанный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Разрешая спор, суды исходили из того, что Республиканское агентство лесного хозяйства является надлежащим ответчикам по требованиям, заявленным прокурором, поскольку несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления расположена на земельном участке лесного фонда, в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находящегося в федеральной собственности, и не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, обязанность по проведению которых на территории Республики Бурятия возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 51 указанного Федерального закона предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с требованиями статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (статья 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в Республике Бурятия осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства, созданное Указом Президента Республики Бурятия от 21 декабря 2006 г. N 661.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.4, 3.1.1, 3.1.3 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 г. N13 Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.
Согласно частям 1 и 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, установлен запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
Выводы судов основаны на указанных нормах материального права, правильно примененных при разрешении спора, мотивированы со ссылкой на исследованные доказательства, обстоятельствам, установленным по делу, не противоречат.
Суды, установив, что в ходе прокурорской проверки установлен факт засорения земельного участка бытовыми отходами, данный земельный участок относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности, в пользование по договору аренды не передан, в связи с чем, пришли к правильному выводу о том, что обязанность по организации очистки лесного участка в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий подлежит возложению на уполномоченный орган власти в области лесных отношений, которым на территории Республики Бурятия является Республиканское агентство лесного хозяйства.
При этом, судами обоснованно учтены разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, сформулированные в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации МО "Североуральский городской округ", о том, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного сельского поселения не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Доводы кассационной жалобы о том, что при разрешении спора подлежали применению нормы права, регулирующие отношения по обороту отходов производства и потребления, а не нормы природоохранного законодательства, в связи с чем, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на ООО "ЭкоАльянс", как на регионального оператора, в обязанности которого входит выявление и ликвидация таких свалок, были предметом обсуждения при предыдущем рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены как несостоятельные. Оснований для признания данных выводов незаконными по материалам дела не усматривается.
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов не содержат, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 5 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Борошноева С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.