Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колпаковой А.В, Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой Я.Я, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-127/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Салех О.В. о признании нормативного правового акта недействующим в части
по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Салех О.В, апелляционному представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Верховного Суда Республики Крым от 19 августа 2022 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И, поддержавшего апелляционное представление, а также апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Салех О.В. обратилась в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения, просила признать недействующим со дня принятия решение 9 сессии 2 созыва Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым N 2-9/2020 от 27 марта 2020 г. в части установления в Приложении N 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (далее Положение), показателя ставки арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования "Строительная промышленность" (код 6.6).
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", расположенного на территории Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, категории земель - земли сельского поселения, вид разрешенного использования - строительная промышленность. Согласно приложению к указанному договору, ставка годовой арендной платы составляет 3% от кадастровой стоимости земельного участка. По мнению административного истца, обжалуемый нормативный правовой акт не соответствует актам большей юридической силы, в частности, пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ" (далее - Постановление N 582).
Решением Верховного Суда Республики Крым от 19 августа 2022 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
На решение суда административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой, с учетом неоднократных дополнений, ИП Салех О.В. просит отменить решение суда полностью, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования.
В своем апелляционном представлении прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. просит отменить решение суда полностью, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования, ссылаясь на то, что представленное в материалы дела финансово-экономическое обоснование к проекту Положения сводится к вычислению равновесной ставки между размером арендной платы, рассчитанным ранее по нормативной цене, и рассчитанным с применением кадастровой стоимости. Указанное финансово-экономическое обоснование не содержит анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, произведенных при расчете ставки арендной платы в размере 3% для земель с видом разрешенного использования "Строительная промышленность".
Относительно доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления административным ответчиком Администрацией Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Костюк А.И. поддержал апелляционное представление, а также доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, заслушав прокурора, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из подпункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
С учетом приведенных норм, а также положений Устава муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, утвержденного решением Родниковского сельского совета Симферопольского района от 25 ноября 2014 г, судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемое Положение принято Родниковским сельским советом Симферопольского района Республики Крым в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме его принятия.
Решениями Родниковского сельского совета Симферопольского района Республики Крым N6-33/2021 от 15 декабря 2021 г, N 2-36/2022 от 17 марта 2022 г. в оспариваемый нормативный акт внесены изменения, которые не изменяли оспариваемое административным истцом положение данного акта.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Принцип экономической обоснованности, закрепленный в Постановлении N 582, предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", собственником которого является Муниципальное образование Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым.
Согласно расчёту арендной платы к Договору аренды земельного участка "номер изъят" от 14 ноября 2019 г, размер арендной платы определяется по формуле: АП= Аб х Кд х S х П, где АП - арендная плата; Аб - нормативная цена 1 кв.м.; Кд - коэффициент индексации; S - площадь арендуемого земельного участка; П - процентная ставка.
Размер процентной ставки определён в расчёте 3%.
На момент заключения вышеуказанного договора аренды действовало решение Родниковского сельского совета N 3/16 от 11 ноября 2016 г. "Об утверждении Положения о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Родниковского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым", принятое в соответствии с действовавшим постановлением Советом министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым". Согласно подпункту "г" пункта 3.2 данного положения, процентная ставка для расчёта арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования по коду 6.6 был установлен в размере 3%. Таким образом, размер арендной платы для административного истца до принятия оспариваемого нормативного правового акта рассчитывался исходя из нормативной оценки арендуемого земельного участка и установленного размера процентной ставки - 3%.
Основой для определения нормативной цены одного квадратного метра земель населенных пунктов, указанных в Приложении N 1 к названному Положению от 12 ноября 2014 г. N 450, послужили усредненные показатели нормативной денежной оценки земель в разрезе каждого населенного пункта, утвержденные на территории Республики Крым до 21 марта 2014 г, применяемые до вступления в силу результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым.
При определении нормативной денежной оценки земельных участков учтены экономико-планировочная зона нахождения участков, коэффициент зависимости рентного дохода от степени градостроительной ценности территории, локальные коэффициенты по местонахождению участков в границах экономико-планировочной зоны, совокупные коэффициенты зависимости рентного дохода от особенностей местоположения участков, функционального использования и индексации денежной оценки.
Указанная позиция судебной коллегии согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 127-КАД21-12-К4 от 5 августа 2021 г. по рассмотрению кассационной жалобы Салех О.В. в рамках административного дела индивидуального предпринимателя Салех О.В. к Совету министров Республики Крым о признании недействующим в части Положения о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Советом министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым".
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 г. N 1498-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым", распоряжения Совета министров Республики Крым от 4 июля 2018 г. N 755-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 г. N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" установлена необходимость осуществления расчёта арендных платежей за земельные участки в Республике Крым исходя из их кадастровой их стоимости, а не нормативной.
Таким образом, принятие оспариваемого нормативного правового акта было обусловлено, в том числе, требованиями законодательства, и осуществлено органом местного самоуправления в пределах представленных полномочий.
Наличие документов, свидетельствующих об учете экономических и иных факторов при сохранении размера оспариваемой ставки, административным ответчиком подтверждено представленными в материалы дела документами, в частности, финансово-экономическим обоснованием.
Ставки арендной платы в оспариваемом Решении, исходя из содержания предоставленного финансово-экономического обоснования, рассчитывались на основании данных об изменении этой экономической характеристики с соблюдением баланса интересов муниципального образования, поскольку из поступающих арендных платежей формируется бюджет муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым. Финансово-экономическое обоснование содержит также сведения об анализе при его составлении договоров аренды земельных участков до 1 января 2020 г, с сохранением ранее рассчитанных арендных ставок от нормативной стоимости.
Таким образом, оспариваемая административным истцом ставка не ухудшает экономического состояния землепользователей и землевладельцев, поскольку была утверждена в прежнем размере 3%, что также соотносится и с принципом предсказуемости расчета размера арендной платы, закрепленным в Постановлении N 582.
В суде апелляционной инстанции административным истцом сделано заявление о фальсификации представленного финансово-экономического обоснования. Данное заявление рассмотрено судебной коллегией, оснований для его удовлетворения не имеется по мотивам, изложенным в протоколе судебного заседания от 16 декабря 2022 г. Судебная коллегия также не нашла оснований, предусмотренных статьей 61 КАС РФ для признания данного доказательства недопустимым, поскольку данный документ в полной мере отвечает требованиям, установленным статьей 59 КАС РФ.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 19 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Салех О.В, апелляционное представление участвовавшего в деле прокурора - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.