Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Сумбаевой А.В., рассмотрев частную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Себряковсантехмонтаж" на определение Волгоградского областного суда от 13 сентября 2022 г. об отказе в принятии административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости, без вызова участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Себряковсантехмонтаж" (далее по тексту - ООО "Себряковсантехмонтаж", административный истец) обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:37:010208:9 по состоянию на 01 января 2020 г.
Определением Волгоградского областного суда от 13 сентября 2022 г. отказано в принятии административного искового заявления на основании статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).
Полагая, что определение суда принято с нарушением норм процессуального права, административный истец на основании статьи 313 КАС РФ обратилась с частной жалобой, в которой просит определение Волгоградского областного суда от 13 сентября 2022 г. отменить, разрешить вопрос по существу; в обоснование жалобы указывает, что в данном случае следовало не отказывать в принятии заявления к производству, а возвратить его.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 316 КАС РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 2 пункты 1, 4 статьи 310 КАС РФ).
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что дело подлежит рассмотрению в ином порядке, что влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Суд апелляционной инстанции полагает правильными выводы суда первой инстанции о том, что поданное после 01 января 2022 г. административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению в ином порядке, а именно, путем обращения в ГБУ Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки", исходя из следующего.
Из представленного материала усматривается, что истцом оспаривается кадастровая стоимость земельного участка, которая определена по состоянию на 01 января 2020 г. в порядке массовой кадастровой оценки на основании приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 г. N 79-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков категории "Земли населенных пунктов" на территории Волгоградской области". Оценка проведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 г. установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение);
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным на вопрос 2 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 г. по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 г. либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ. Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно статье 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 г, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода на новый порядок.
Пунктом 1 постановления Администрации Волгоградской области от 20 декабря 2021 г. N 710-п установлена дата перехода к применению на территории Волгоградской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 января 2022 г.
Таким образом, с 01 января 2022 г. на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Волгоградской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, а потому оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной на территории Волгоградской области по состоянию на 01 января 2020 г, должно осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Поскольку с 01 января 2022 г. на территории Волгоградской области начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, а в суд административный истец обратился после указанной даты (09 сентября 2022 г.), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при рассмотрении заявления ООО "Себряковсантехмонтаж" подлежит применению новое правовое регулирование, и обоснованно отказал в принятии административного искового заявления.
Доводы частной жалобы ООО "Себряковсантехмонтаж" об обратном основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем не опровергают вывода суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для принятия административного искового заявления.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данными на вопрос 9 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г, в случае подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
При таких обстоятельствах вопреки доводам частной жалобы обжалуемое определение является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Третий апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Волгоградского областного суда от 13 сентября 2022 г. оставить без изменения; частную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Себряковсантехмонтаж" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.