Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Брянцевой Н.В, Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой Я.Я, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-441/2022 (УИД 34OS0000-01-2022-000123-68) по административному исковому заявлению Галды Александра Васильевича об оспаривании нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 22 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
28 мая 2020 г. Среднеахтубинской районной Думой Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области принято решение N 14/139 "Об утверждении правил землепользования и застройки Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области" (далее по тексту решение N 14/139).
Решениями Среднеахтубинской районной Думой Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 11 декабря 2020 г. N 19/228, от 29 апреля 2021 г. N 22/317, от 25 июня 2021 г. N 24/343, от 10 декабря 2021 г. N 28/397 в нормативный правовой акт внесены изменения.
Галда А.В, являясь собственником земельных участков, расположенных на территории Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия решения N 14/139 с последующими вышеприведенными изменениями, внесенными в данный нормативный правовой акт решениями Среднеахтубинской районной Думой Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением принадлежащие истцу земельные участки исключены из категории земель населенных пунктов и отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, что создает ему препятствия в распоряжении собственностью. По мнению административного истца, в нарушение части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемые им Правила землепользования и застройки противоречат действующему в настоящее время генеральному плану населенных пунктов Красного сельского поселения Среднеатубинского муниципального района Волгоградской области, утвержденному решением от 23 апреля 2013 г. N 75/177, поскольку ранее действующий генеральный план Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, утверждённый решением административного ответчика от 28 мая 2020 г. N 14/138, решением Волгоградского областного суда от 17 ноября 2021 г, вступившим в законную силу 18 марта 2022 г, признан недействующим со дня принятия. Также ссылается, что оспариваемое решение от 28 мая 2020 г. принято с нарушением требований, предъявляемых к порядку введения в действие и опубликованию нормативного правового акта ввиду того, что не подписано и не обнародовано главой администрации Среднеахтубинского муниципального района, что исключает обретение им юридической силы.
Решением Волгоградского областного суда от 22 августа 2022 г. административное исковое заявление Галды А.В. удовлетворено.
Признано недействующим со дня принятия решение Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 г. N 14/139 "Об утверждении правил землепользования и застройки Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области" с изменениями, внесенными в данный нормативный правовой акт решениями Среднеахтубинской районной Думой Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 11 декабря 2020 г. N 19/228, от 29 апреля 2021 г. N 22/317, от 25 июня 2021 г. N 24/343, от 10 декабря 2021 г. N 28/397.
В апелляционной жалобе администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку решением Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 29 апреля 2021 г. N 22/317 внесены изменения и дополнения в оспариваемое Решение N 14/139 от 28 мая 2020 г, в соответствии с которыми Правила землепользования и застройки направлены для подписания и обнародования главе муниципального образования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Из материалов административного дела следует, что административный истец Галда А.В. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" (л.д. 17-250 том 2, л.д. 1-249 том 3, л.д. 1-84 том 4).
Административный истец, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в нарушение установленного порядка принятия и опубликования такого акта.
Разрешая по существу настоящий спор, суд первой инстанции согласился с доводами административного истца и, проанализировав нормы федерального законодательства, положения Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, представленные административным ответчиком доказательства, пришел к выводу о том, что при принятии решения Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года N14/139 "Об утверждении правил землепользования и застройки Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области" нарушены положения пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части 1 статьи 20 Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, и удовлетворил на этом основании административное исковое заявление.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному Кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного Кодекса РФ).
Утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты (части 1 и 4 статьи 7, пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ).
Частью 13 статьи 35 Закона N 131-ФЗ установлен порядок подписания и обнародования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования. Такой акт направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
В силу пункта 2 части 4 статьи 36 указанного выше Федерального закона глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Аналогичные полномочия главы администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области закреплены в положениях пункта 3 части 1 статьи 20 Устава.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02 ноября 2011 г. N 1464-О-О указал, что такое регулирование направлено на обеспечение баланса полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, не ограничивает их самостоятельность в решении вопросов местного значения.
Исходя из вышеприведенных положений Закона N 131-ФЗ и Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, на главу муниципального образования возложены полномочия по подписанию и обнародованию нормативного правового акта, принятого представительным органом местного самоуправления. До указанного момента этот акт не имеет юридической силы и не может быть обнародован. В компетенцию законодательной власти муниципального образования не входит опубликование принятого решения.
Судом установлено и не опровергалось административным ответчиком, что оспариваемое решение N 14/139 подписано только председателем Среднеахтубинской районной Думы, обнародовано путем опубликования в официальном издании - газете "Звезда" N 41 от 2 июня 2020 года (т. 1 л.д. 59-114, 198-200).
При этом до дня опубликования (2 июня 2020 г.) данный акт главе администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области не направлялся для подписания и обнародования.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении административным ответчиком порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, что противоречит приведенным положениям Федерального закона N 131-ФЗ и положениям Устава муниципального образования.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 40 постановления от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50, при оспаривании истцом положений решения N 14/139, правомерно признал его не действующим полностью со дня его принятия.
Последующее внесение решением от 29 апреля 2021 г. N 22/317 изменений в оспариваемое решение N 14/139, которым указанный нормативный правовой акт направлен на подпись главе администрации, подтверждает нарушение порядка его подписания, выводы о чем даны судом в решении.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волгоградского областного суда от 22 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.