Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-226/2022 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о ликвидации Санкт-Петербургского регионального отделения Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Общественный потребительский надзор" по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского регионального отделения Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Общественный потребительский надзор" на решение Санкт-Петербургского городского суда от 10 октября 2022 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя Санкт-Петербургского регионального отделения Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Общественный потребительский надзор" Ильина Е.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Кузьмина Р.А, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
13 июня 2007 г. в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о государственной регистрации Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Общественный потребительский надзор" (далее - Организация) за основным государственным регистрационным номером 1077799011696.
В соответствии с уставом Организации, утверждённым Учредительной конференцией 18 мая 2007 г, она действует в организационно-правовой форме общественного объединения граждан и осуществляет деятельность на территории Москвы, Московской области, а также иных субъектов Российской Федерации, составляющих в совокупности менее половины субъектов Российской Федерации, где будут созданы структурные подразделения; структуру Организации образуют её региональные отделения, которые создаются в субъектах Российской Федерации, и в своей деятельности руководствуются данным уставом (пункты 1.1, 1.6, 4.1, 4.2).
14 апреля 2009 г. на заседании Президиума Организации принято решение об утверждении Санкт-Петербургского регионального отделения Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Общественный потребительский надзор" (далее - Региональное отделение).
Сведения о Региональном отделении внесены в ЕГРЮЛ 13 августа 2009 г. за основным государственным регистрационным номером 1097800005027.
21 сентября 2016 г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности Организации на основании пункта 2 статьи 2.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Ленинградской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило ликвидировать Региональное отделение и исключить сведения о нём из ЕГРЮЛ, ссылаясь на то, что Региональное отделение осуществляет свою деятельность с грубым нарушением действующего законодательства, поскольку после прекращения Организацией деятельности продолжает действовать на основании её устава.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 10 октября 2022 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Региональное отделение просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права. Поддерживая правовую позицию, приведённую в суде первой инстанции, указывает, что Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не соблюдены условия для подачи административного иска, так как им не проводилось проверки осуществления Региональным отделением своей деятельности, а также, не направлялось предупреждение об устранении нарушений закона, в связи с чем, полагает административное исковое заявление подлежащим оставлению без рассмотрения на основании пункта 3 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Проанализировав положения статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённого указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, подпунктов 65, 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 26, суд обоснованно исходил из вывода о том, что Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, к полномочиям которого отнесён контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", который в статье 7 к общественным объединениям относит общественные организации.
Статья 29 названного федерального закона в развитие вышеуказанных конституционных положений также обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Согласно пункту 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания и последствия прекращения недействующего юридического лица, исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечёт правовые последствия, предусмотренные данным кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
В силу пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с положениями статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.
Нарушения, которые не могут быть устранены законным способом, в частности, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами, являются грубыми (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами").
Отсутствие у регионального отделения общественной организации устава является грубым нарушением норм действующего законодательства, которое в силу статей 50.1, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статей 6 и 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" влечёт невозможность его устранения законным способом, а потому, в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для его ликвидации.
Таким образом, учитывая, что Санкт-Петербургское региональное отделение Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Общественный потребительский надзор", являясь региональным отделением Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Общественный потребительский надзор", действовало на основании устава Организации, то прекращение её деятельности с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц не предполагает возможности использования Региональным отделением устава прекратившей деятельность Организации, так же, как и не предполагает возможности продолжения деятельности Регионального отделения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о ликвидации Санкт-Петербургского регионального отделения Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Общественный потребительский надзор", исключении его из ЕГРЮЛ.
Оснований для отмены обжалуемого решения и оставления административного искового заявления без рассмотрения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку грубые нарушения норм действующего федерального законодательства, допущенные Региональным отделением, в данном случае, не могут быть устранены законным способом.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда также не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 10 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Общественный потребительский надзор" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.