Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-67/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Курганской области о признании не действующим в части лесохозяйственного регламента Каргапольского лесничества, утверждённого приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 29 января 2021 г. N 51, по апелляционной жалобе Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области на решение Курганского областного суда от 12 сентября 2022 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного истца Курышкиной О.А, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 29 января 2021 г. N 51 утверждён лесохозяйственный регламент Каргапольского лесничества (далее - Лесохозяйственный регламент), который официально опубликован на сайте данного Департамента http://priroda.kurganobl.ru, а также 4 февраля 2021 г. в газете "Новый мир".
В таблице 3 пункта 1.1.4 Лесохозяйственного регламента к эксплуатационным лесам отнесены кварталы (части кварталов) N 168 (выделы 20, 30, 31, 33, 34, 35, 38, 39) Кособродского мастерского участка Кособродского участкового лесничества и NN 45 (часть), 59 (часть), 60, 61, 73 (часть), 74 - 78, 88 - 93, 102 - 108, 117 (часть), 118 (часть), 119 - 125, 134 - 138, 145 - 153, 154 (часть), 156 - 162, 169, 170 (часть), 171, 175 (выделы 13 - 21) Вохменского мастерского участка Вохменского участкового лесничества, расположенные на территории Каргапольского лесничества в границах Юргамышского государственного природного зоологического заказника Курганской области и памятника природы регионального значения Урочище Согра.
Заместитель прокурора Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просил признать недействующей со дня принятия таблицу 3 пункта 1.1.4 Лесохозяйственного регламента в указанной части, ссылаясь на то, что отнесение названных лесных кварталов (частей кварталов), включённых в состав Юргамышского государственного зоологического заказника Курганской области и памятника природы регионального значения Урочище Согра, к эксплуатационным лесам противоречит статьям 12, 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий. Включение лесных участков, расположенных в особо охраняемой природной территории, в состав эксплуатационных лесов может повлечь за собой последующую их незаконную вырубку, что приведёт к нарушению режима памятника природы, причинению существенного ущерба окружающей среде и нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Курганского областного суда от 12 сентября 2022 г. административный иск удовлетворён, оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента признаны недействующими со дня их принятия.
В апелляционной жалобе Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Исходя из приведённых положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Исходя из приведённых положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утверждённого постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 г. N 338, названный Департамент является исполнительным органом государственной власти Курганской области.
На основании постановления Правительства Курганской области от 11 июня 2021 г. N 155 "О внесении изменений в постановление администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 г. N 338", вступившего в силу с 12 августа 2021 г, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области переименован в Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Вохменского участкового лесничества Каргапольского лесничества располагается особо охраняемая природная территория регионального значения - Юргамышский государственный природный зоологический заказник Курганской области, Положение о котором утверждено постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 20 августа 1999 г. N 454. Кроме того, в соответствии с постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 5 февраля 2001 г. N 52 "О памятниках природы Курганской области" на территориях Вохменского участкового лесничества и Кособродского участкового лесничества Каргапольского лесничества расположена особо охраняемая природная территория - памятник природы регионального значения Урочище Согра, что также участвующими в деле лицами не оспаривалось.
Таким образом, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, являющийся исполнительным органом государственной власти Курганской области, утверждая Лесохозяйственный регламент Каргапольского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, вышел за пределы предоставленных ему полномочий, что являлось основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Кроме того, разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента в части отнесения лесных кварталов, включённых в состав Юргамышского государственного природного зоологического заказника и памятника природы регионального значения Урочище Согра, к эксплуатационным лесам, противоречат положениям статей 12, 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях).
В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым в том числе относятся государственные природные заказники (подпункт "г" пункта 2).
В соответствии со статьёй 24 Закона об особо охраняемых природных территориях на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Как следует из Положения о Юргамышском государственном природном зоологическом заказнике, утверждённого постановлением Администрации Курганской области от 20 августа 1999 г. N 454, заказник выполняет функции охраны и воспроизводства охотничьих видов животных и среды их обитания. К охраняемым видам относятся: сибирская косуля, лось, тетерев, барсук, объекты животного мира, включённые в Красные книги Российской Федерации и Курганской области. К конкурентам и врагам охраняемых видов относятся: серая ворона, лисица, волк, енотовидная собака (пункт 2.1).
В целях охраны и воспроизводства объектов животного мира на территории заказника запрещается в том числе проведение сплошных и выборочных рубок на участках леса в радиусе 300 м вокруг глухариных токов, а также иная деятельность юридических и физических лиц, которая, влечёт гибель диких животных, а также разрушение и разорение их жилищ, гнезд и среды их обитания (пункт 2.2).
Для сохранения среды обитания диких животных в заказнике устанавливаются особые правила природопользования. На территории заказника запрещаются: осушение озер и болот и иные виды деятельности, способные оказать негативное влияние на состояние водных экосистем; выжигание растительности, за исключением случаев выполнения плановых работ по противопожарной профилактике и работ по ограничению распространения возникших лесных пожаров; разведение костров в пожароопасный период; авиационно - химические работы, применение пестицидов 1 и 2 классов опасности, применение пестицидов в лесах, в 200-метровой зоне водных объектов; размещение складов для хранения пестицидов и агрохимикатов, площадок для протравливания семян, приготовления рабочих растворов и заправки ими машин и аппаратуры, обезвреживание техники и тары из-под пестицидов и агрохимикатов; размещение отходов производства и потребления; проведение сплошных и выборочных рубок на участках леса в радиусе 300 м вокруг мест гнездования видов птиц, включенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Курганской области; новое предоставление рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства, промышленного рыболовства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, аквакультуры, организации любительского и спортивного рыболовства; движение и стоянка механических транспортных средств, в том числе снегоходов и квадроциклов, вне дорог общего пользования, за исключением техники, используемой для охраны заказника, осуществления видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах заказника, деятельности аварийных служб, а также должностными лицами государственных органов и организаций, наделённых в соответствии с действующим законодательством полномочиями по беспрепятственному доступу на территорию при осуществлении служебной деятельности (пункт 2.3).
Как указано в таблице 5 пункта 1.1.6 Лесохозяйственного регламента, Юргамышский государственный природный зоологический заказник Курганской области расположен на территории кварталов (частей кварталов) NN 45, 46 (часть), 59 (часть), 60, 61, 73 (часть), 74 - 78, 88 - 93, 102 - 108, 117 (часть), 118 (часть), 119 - 125, 134 - 138, 145 - 153, 154 (часть), 156 - 162, 163 (часть), 169, 170 (часть), 171 Вохменского мастерского участка Вохменского участкового лесничества Каргапольского лесничества.
Пунктом 1 статьи 27 Закона об особо охраняемых природных территориях также установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы (как федерального, так и регионального значения), и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 5 февраля 2001 г. N 52 в перечень памятников природы регионального значения Курганской области включён природный объект Урочище Согра, его территория отнесена к особо охраняемой природной территории регионального значения (пункт 1).
В пункте 73 приложения N 2 к названному постановлению определён режим особой охраны территории данного памятника природы, согласно которому на его территории запрещается: размещение объектов, не связанных с обеспечением охраны памятника природы и осуществлением разрешённых видов пользования природными ресурсами; разработка торфа; изменение гидрологического и гидрохимического режима, осушительные работы; рубка деревьев и кустарников, повреждение растительного покрова, заготовка мха; размещение промышленных и бытовых отходов; сброс неочищенных сточных вод; выпас скота; применение химических средств борьбы с вредителями и болезнями леса; въезд транспорта; разведение костров.
Особенности расположения и функционирования памятника природы подлежат обязательному учёту при разработке схем территориального планирования, генеральных планов поселений, схем комплексного использования и охраны водных объектов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, проектов внутрихозяйственного устройства охотничьих хозяйств.
В таблице 6 пункта 1.1.6 Лесохозяйственного регламента, памятник природы регионального значения Урочище Согра определён в границах территории квартала N 175 (выделы 13 - 21) Вохменского мастерского участка Вохменского участкового лесничества и квартала N 168 (выделы 20, 30, 31, 33, 34, 35, 38, 39) Кособродского мастерского участка Кособродского участкового лесничества Каргапольского лесничества.
В таблице 3 пункта 1.1.4 Лесохозяйственного регламента названные выше кварталы (части кварталов) Кособродского мастерского участка Кособродского участкового лесничества и Вохменского мастерского участка Вохменского участкового лесничества Каргапольского лесничества, расположенные в границах Юргамышского государственного природного зоологического заказника Курганской области и памятника природы регионального значения Урочище Согра, отнесены к эксплуатационным лесам.
Между тем, правовое регулирование по отнесению лесных участков (кварталов), расположенных в границах Юргамышского государственного природного зоологического заказника Курганской области и памятника природы регионального значения Урочище Согра, к эксплуатационным лесам, как правильно указал суд, вступило в противоречие с положениями статей 12, 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации.
Установив, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно признал его не действующим в части со дня принятия.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы жалобы о том, что суд не привлёк к участию в деле Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определение состава лиц, участвующих в деле, является прерогативой суда.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского областного суда от 12 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Курганский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.