Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Находкинского городского суда Приморского края от 9 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны России" в лице ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны России" по Восточному военному округу о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения прокурора Царевой М.Г, полагавшей доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона обратился в Находкинский городской суд Приморского края с вышеназванным исковым заявлением, просил обязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице его филиала - ФГБУ "Центральное жилищно- коммунальное управление" Минобороны России (по Восточному военному округу) коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в срок 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице его филиала - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (по Восточному военному округу) установить в многоквартирном жилом доме N 2 по ул.Дачная в г.Находка Приморского края военного городка N 1 коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в срок 4 месяца с даты его получения.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 9 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 июля 2022 года, административные исковые требования военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице его филиала - ФГБУ "Центральное жилищно- коммунальное управление" Минобороны России (по Восточному военному округу) коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в целях его установки в многоквартирный жилой дом, расположенный в военном городке N 1 по адресу: Приморский край, г.Находка, ул.Дачная, д.2 в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице его филиала - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (по Восточному военному округу) возложена обязанность установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в многоквартирный жилой дом, расположенный в военном городке N 1 по адресу: Приморский край, г.Находка, ул.Дачная, д.2 в течение четырех месяцев со дня получения прибора учета.
2 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении требования военного прокурора в части возложения обязанностей на Министерство обороны Российской Федерации со ссылкой на то, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России приняло на себя обязательство по управлению жилыми домами Министерства обороны РФ. Обязанность по приобретению и установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Приобретение, установка и обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации, в чьем управлении находится многоквартирный дом. Понуждение Министерства обороны РФ к обеспечению ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации приборами учета является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренны на содержание вооруженных сил и реализацию возложенных на Министерство обороны Российской Федерации функций, на самостоятельное решение вопросов.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2022 года кассационная жалоба Министерства обороны РФ передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административных ответчиков; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" усматривается, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключен договор от 26 сентября 2017 года N 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, в соответствии с которым ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России приняло на себя обязательство по управлению жилыми домами Министерства обороны РФ, в том числе и жилым домом, расположенным по адресу: Приморский край, г.Находка, ул.Дачная, д.2.
По результатам проведенной 75 военной прокуратурой гарнизона проверки исполнения собственником многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Приморский край, г.Находка, ул.Дачная, д.2, военный городок N 1, войсковая часть N 83266 требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищных прав граждан установлено, что начальником домоуправления N 3 в нарушение требований жилищно-коммунального хозяйства мер, направленных на установку приборов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, не принято.
Полагая, что бездействием административных ответчиков нарушены жилищные интересы Российской Федерации по стимулированию энергоснабжения и повышению энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в многоквартирном доме, военный прокурор обратился в суд.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что собственником многоквартирного дома, расположенного по адресу: Приморский край, г.Находка, ул.Дачная, д.2, является Министерство обороны РФ, многоквартирный жилой дом входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ и до настоящего времени он не оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления коммунальных услуг, пришли к выводу о том, что обязанность по обеспечению такими приборами ФГБУ "ЦЖКУ" лежит на Министерстве обороны РФ как на собственнике специализированного жилищного фонда, а установка и обеспечение ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета входит в число обязанностей управляющей организации ФГБУ "ЦЖКУ".
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции о незаконном бездействии Минобороны России как собственника МКД по обеспечению коллективным (общедомовым) прибором учета потребления коммунальных услуг ФГБУ "ЦЖКУ".
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с подп.71 п.7 которого указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2).
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если
иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведённых положений закона следует, что собственник по своему
усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Согласно п.5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ "ЦЖКУ" создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 19 Устава, основным видом деятельности Учреждения, осуществляемым в рамках выполнения государственного задания, формируемого Министерством обороны, является содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для обеспечения реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закрепленном за Министерством обороны, созданию условий их жизни и деятельности.
Согласно пунктам 20.4, 20.5 Устава учреждение вправе осуществлять деятельность заказчика-застройщика, организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе жилых и нежилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и закрепленных на праве оперативного управления за Учреждением (в том числе по обеспечению объектов оборудованием, материалами, поставка которых возложена на заказчика-застройщика, их приемку, учет, хранение, своевременную передачу подрядным организациям), пуско-наладке и сдаче объектов в эксплуатацию в установленном порядке; техническое обслуживание, содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пп."и", "к" п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим законодательством обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного жилого дома.
Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации как на собственника имущества обязанность обеспечить ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице его филиала - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (по Восточному военному округу) коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в срок 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание названные нормативные правовые акты, не учли организационную структуру Министерства обороны Российской Федерации, полномочия каждого подразделения.
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Обжалуемые судебные акты приведённым требованиям не соответствуют.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения являются существенными, повлекшими принятие по делу незаконных судебных актов в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности обеспечить ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице его филиала - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (по Восточному военному округу) коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в целях его установки на многоквартирный жилой дом, в связи с чем решение Находкинского городского суда Приморского края от 9 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 июля 2022 года подлежат отмене в указанной части с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 9 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 июля 2022 года отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности обеспечить ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице его филиала - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (по Восточному военному округу) коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в целях его установки на многоквартирный жилой дом, расположенный в военном городке N 1 по адресу: Приморский край, г.Находка, ул.Дачная, д.2 в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска военного прокурора 75 военной прокуратуры в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности обеспечить ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице его филиала - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (по Восточному военному округу) коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в целях его установки в многоквартирный жилой дом, расположенный в военном городке N 1 по адресу: Приморский край, г.Находка, ул.Дачная, д.2 в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отказать.
В остальной части решение Находкинского городского суда Приморского края от 9 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.