Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ли Александра Николаевича на решение Якутского городского суда от 30 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ли А.Н. к Окружной администрации г.Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г.Якутска о признании распоряжения недействительным.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, заключение прокурора Потаповой Е.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ли А.Н. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением, просил суд признать распоряжение Окружной администрации г.Якутска от 14 марта 2019 года N 704зр "Об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории "улично-дорожной сети" городского округа "город Якутск" в части утверждения красных линий, в результате чего красная линия пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г.Якутск, ул.Лесная, 2, недействительным.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2022 года, административное исковое заявление Ли А.Н. оставлено без удовлетворения.
28 марта 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Ли А.Н, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 4 марта 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции со ссылкой на то, что установление красных линий Окружной администрацией г.Якутска осуществлено без учета существующей застройки территории. Расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104016:87 объект недвижимости возведен задолго до установления красных линий, поставлен на кадастровый учет еще в 1996 году. Красная линия проходит по объекту недвижимости, находящемуся в собственности заявителя, что не соответствует Градостроительном кодексу Российской Федерации и нарушает права заявителя как собственника объекта. Судом первой инстанции не разрешено ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2022 года кассационная жалоба Ли А.Н. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Потаповой Е.Н, изучив письменные возражения прокурора отдела прокуратуры Республики Саха (Якутия) относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ).
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в редакции, действовавшей
до 2 августа 2019г.) красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон
планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
Установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения, иных линейных объектов, их реконструкция определяется генеральным планом городского округа и, соответственно, отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории. В силу части 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), в том числе положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона ?Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации?, требованиями технических регламентов и т.д.
Статьей 46 ГрК РФ установлен порядок принятия решения о подготовке документации по планировке территории, согласно нормам которой решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, которое в последствии подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации (часть 1 статьи 46 ГрК РФ).
Далее орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку (часть 4 статьи 46 ГрК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28 января 2019 года состоялись публичные слушания по рассмотрению проектов планировки и проектов улично-дорожной сети городского округа "город Якутск".
Постановлением городского Собрания депутатов г.Якутска от 16 марта 2005 года ПГС-30-1 утверждён Генеральный план ГО "г.Якутск", принято распоряжение ОА г.Якутска N 383р от 16 марта 2016 года "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала "143" ГО г.Якутск", распоряжение N 704зр от 14 марта 2019 года "Об утверждении проектов планировки и проектов межевания территорий "улично-дорожной сети" ГО г.Якутск".
29 декабря 2020 года Ли А.Н, являясь собственником нежилого здания (гаража) с кадастровымномером N, расположенного на земельном участке с кадастровымномером N по адресу: "адрес" площадью 515 кв.м, категория "земли населённых пунктов", вид разрешённого использования "под магазин", "для прочих объектов лесного хозяйства", статус участка "временный", обратился в ДИЗО ОА г.Якутска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность для использования под магазин.
5 февраля 2021 года заявителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка, т.к. земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии): указанный земельный участок пересекает линии градостроительного регулирования (красные линии), установленные распоряжением заместителя главы ГО "г.Якутск" от 14 марта 2019 года N 704зр "Об утверждении проектов планировки и проектов межевания территорий "дорожно-уличной сети" ГО "г.Якутск".
Полагая свои права нарушенными изданием распоряжения Окружной администрации г.Якутска от 14 марта 2019 года N 704зр "Об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории "улично-дорожной сети" городского округа "город Якутск" в части утверждения красных линий, пересекающих земельный участок с кадастровым номером N, Ли А.Н. обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении административных исковых заявлений Ли А.Н, суд первой инстанции, с позицией которой согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что градостроительный документ - проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети ГО "г.Якутск" принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, утверждён согласно ч.13 ст.46 ГрК РФ, опубликован в соответствии с законом и Уставом ГО "г.Якутск" в официальном источнике газете "Эхо столицы". Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, он соответствует Генеральному плану города и не противоречит нормам градостроительного законодательства, оснований для признания его недействующим не имеется.
Кассационный суд с выводами судов соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о том, что установление красных линий Окружной администрацией г.Якутска осуществлено без учета существующей застройки территории; расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104016:87 объект недвижимости возведен задолго до установления красных линий, поставлен на кадастровый учет еще в 1996 году; красная линия проходит по объекту недвижимости, находящемуся в собственности заявителя, что не соответствует Градостроительном кодексу Российской Федерации и нарушает права заявителя как собственника объекта, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении как необоснованная.
В соответствии с частью 12.6 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого
размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или
муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемые в соответствии с земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей с 1 апреля 2015 года, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории, согласно пункту 1 статьи 56.3 указанного кодекса.
Вместе с тем оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует вопросы резервирования, изъятия земельного участка истца, для государственных или муниципальных нужд и осуществления денежной компенсации.
Таким образом, оспариваемым проектом планировки территории предусмотрено размещение улично-дорожной сети, и если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не будет принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, то проект планировки территории в части определения границ зон планируемого размещения такого объекта прекратит действовать.
Исходя из изложенного, поскольку процедура принятия оспариваемого
нормативного правового акта соблюдена, он соответствует Генеральному плану города и не противоречит нормам градостроительного законодательства, оснований для признания его недействующим не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ли А.Н.- без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.