Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Бузьской Е.В, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алданского района Республики Саха (Якутия) в интересах Темировой Екатерины Сергеевны к Администрации муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить жилое помещение, по кассационной жалобе Администрации муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) на решение Алданского районного суда от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, судебная коллегия
установила:
прокурор Алданского района Республики Саха (Якутия) в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд в интересах Темировой Е.С. к Администрации муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить Темировой Е.С, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства.
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2022 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2022 года, исковые требования удовлетворены. На Администрацию муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) возложена обязанность предоставить Темировой Е.С. из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Алданский район", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее установленной законодательством учетной нормы предоставления жилого помещения.
В кассационной жалобе представитель Администрации муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Администрацией были предприняты меры, направленные на реализацию прав Темировой Е.С. в части обеспечения жилым помещением. Судами первой и апелляционной инстанции не исследован вопрос пригодности предоставленного Темировой Е.С. жилого помещения, от получения которого последняя отказалась. Многоквартирный дом, в котором расположено указанное жилое помещение, не признан аварийным или ветхим, нарушение требований градостроительного законодательства не является основанием для признания жилых помещений непригодными для проживания.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Саха (Якутия) просит обжалуемые судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что право Темировой Е.С. на получение жилья не реализовано; предложенное Темировой Е.С. жилое помещение не отвечает требованиям градостроительного законодательства.
В судебное заседание суда кассационной инстанции Темирова Е.С, представитель Администрации муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участвующего в деле прокурора, полагавшего, что обжалуемые судебные постановления не подлежат отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения по делу допущены не были.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Темирова (до заключения брака Челядинова) Е.С. на основании приказа Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) N 1635-од от 11 декабря 2017 года включена в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия) (л.д. 17).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 года 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что Темирова Е.С. относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 11 декабря 2017 года включена в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия), до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Саха (Якутия) вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года N1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающим основания и условия предоставления жилых помещений.
Согласно части 5 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 Декабря 2012 года N1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанной категории лиц жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения общей площадью от 24 до 44 кв.м, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) N711-111 от 30 мая 2006 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.
Принимая во внимание тот факт, что истец на день обращения прокурора с иском в суд жилым помещением не обеспечена, суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования прокурора о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить Темировой Е.С, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что Администрацией муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия) предприняты меры направленные на реализацию прав Темировой Е.С. по обеспечению жилым помещением, не свидетельствуют об ошибочности выводов судов об удовлетворении иска, поскольку предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, Администрацией муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия) принято постановление N 745п от 8 июля 2020 года о предоставлении Темировой Е.С. по договору найма специализированного жилого помещения 1-комнатной квартиры общей площадью 39, 8 кв.м, жилой площадью 29, 3 кв.м по адресу: "адрес" сроком на 5 лет (л.д. 27), подготовлены договор найма жилого помещения N 269 от 8 июля 2020 года и акт приема-передачи жилого помещения от 8 июля 2020 года (л.д. 28-33).
15 июля 2020 года Темирова Е.С. отказалась от заключения договора найма указанного жилого помещения по причине его непригодности для проживания (л.д. 37), договор найма жилого помещения N 269 от 8 июля 2020 года и акт приема-передачи жилого помещения от 8 июля 2020 года Темировой Е.С. не подписаны.
Решением Алданского районного суда от 15 декабря 2020 года с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 года, удовлетворены требования прокурора, на администрацию муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) возложена обязанность устранить нарушения градостроительного законодательства, а именно установить входную группу дверей по устройству второго тамбура по оси Б-2-3, Б-5-6; выполнить работы по молниезащите; установить снегоудержатели; привести в соответствие с требованиями вентиляционные каналы в помещениях; установить поквартирные автоматические извещатели дыма, установить пандусы для маломобильного населения.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ответчиком - Администрацией муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению истцу по договору найма специализированных жилых помещений жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающего требованиям законодательства, в результате чего предусмотренное Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право истца Темировой Е.С. на обеспечение жилым помещением не реализовано и подлежит судебной защите.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, не содержат ссылок на новые, не установленные судами первой и апелляционной инстанций, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении дела судами не допущено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алданского районного суда от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.