Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Кравченко А.И, Калиниченко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Воробьевой Алии Наильевны, Кравченко Веры Васильевны, Мишкаревой Татьяны Ивановны к Департаменту сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, возложении обязанности привести выплату меры государственной поддержки, по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 29 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 27 апреля 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района Еврейской автономной области обратился в суд с исками в интересах Кравченко В.В, Мишкаревой Т.И, Воробьевой А.Н. к департаменту сельского хозяйства правительства ЕАО о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных требований указал, что Кравченко В.В. проживает по адресу: ЕАО, "адрес", Мишкарева Т.И. по адресу: ЕАО, "адрес"; Воробьева А.Н. по адресу: ЕАО, "адрес". Указанные лица используют расположенные по данным адресам земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства. В результате чрезвычайной ситуации в июле-сентябре 2019 года данные земельные участки попали в зону подтопления, в связи с чем был утрачен урожай. До настоящего времени выплата истцам компенсации в связи с утратой урожая не произведена.
Уточнив требования, прокурор просил признать за Кравченко В.В, Мишкаревой Т.И., Воробьевой А.Н. право на получение субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО; обязать департамент сельского хозяйства правительства ЕАО произвести истцам выплату указанной субсидии из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур: Кравченко В.В. - 0, 23 га, Мишкаревой Т.И. - 0, 17 га, Воробьевой А.Н. - 0, 08 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Определениями суда указанные исковые заявления объединены в одно производство, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов привлечены Кравченко В.Л, Тюрюшова Г.М, Мишкарев С.Н, Воробьев Е.Н, Воробьева П.Е.
Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 29 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены.
За Воробьевой А.Н. признано право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 08 га.
За Кравченко В.В. признано право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 23 га.
За Мишкаревой Т.И. признано право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 17 га.
На департамент сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести Воробьевой А.Н. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 08 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
На департамент сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести Кравченко В.В. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 23 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
На департамент сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести Мишкаревой Т.И. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 17 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Воробьевой А.Н, Кравченко В.В, Мишкаревой Т.И. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, возложении обязанности произвести выплату меры государственной поддержки отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 27 апреля 2022 года решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 29 декабря 2021 года оставлено без изменения.
Абзацы пятый, шестой, седьмой резолютивной части решения изложены в следующей редакции:
На департамент сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести Воробьевой А.Н. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 08 га в размере 8 870 рублей 32 копеек, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
На департамент сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести Кравченко В.В. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 23 га в размере 25 502 рублей 16 копеек, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
На департамент сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести Мишкаревой Т.И. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 17 га в размере 18 849 рублей 42 копеек, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета".
В кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, полагая, что суды вышли за пределы предоставленных им полномочий по исследованию и оценке доказательств, неправильно применили Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1441, Правила, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 N 1455, Порядок предоставления в 2019 году субсидий из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям.., утвержденный постановлением Правительства Еврейской автономной области от 20.11.2019 N 414-пп, отмечая, что прямое перечисление средств сельскохозяйственному производителю напрямую из резервного фонда Правительства Российской Федерации законодательно не предусмотрено. Указывает, что иных средств на данные цели, кроме выделенных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 N 2494-р, от 27.12.2019 N 3235-р, у министерства нет. Самостоятельно распоряжаться средствами резервного фонда Правительства Российской Федерации Минсельхоз России в силу п. 5 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации не вправе, выступать от имени государственной казны Российской Федерации в данном случае Министерство также не уполномочено. Считает, что Минсельхоз России полностью исполнил возложенные на него обязательства по проведению оценки причиненного ущерба, а также по перечислению выделенной по распоряжениям Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 N 2494-Р, от 27.12.2019 N 3235-р суммы денежных средств в бюджет Еврейской автономной области. Также заявитель жалобы обращает внимание на то, что Правила N 1455 предусматривали предоставление субсидий исключительно в 2019 году, поэтому не могут применяться для осуществления компенсации ущерба в 2021-2022 годах.
Считает, что суды необоснованно пришли к выводу о том, что Мишкарева Т.И, Воробьева А.Н, Кравченко В.В. на момент чрезвычайной ситуации на законных основаниях использовали земельные участки, в отсутствие документов о регистрации права на эти земельные участки.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор полагал судебные постановления законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжением Губернатора Еврейской автономной области от 01.08.2019 N 385-рг, пунктами 5, 6, 8, 9, 12 Порядка предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, утвержденного постановлением Правительства Еврейской автономной области от 20.11.2019 N 414-пп, установив, что на момент чрезвычайной ситуации Кравченко В.В, Мишкарева Т.И, Воробьева А.Н. фактически использовали земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства на законных основаниях, что в результате произошедшего летом 2019 года паводка у них погиб урожай картофеля, признал за ними право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в их личных подсобных хозяйствах, в результате чрезвычайной ситуации 2019 года, из расчёта площадей гибели сельскохозяйственных культур, указанных в актах обследования, за счёт средств федерального бюджета.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют нормам материального права, регулирующим порядок предоставления мер поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка на территории ЕАО в июле-сентябре 2019 года.
Руководствуясь положениями части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 N 2494-р, Правилами предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 N 1455, судебная коллегия указала, что финансирование исполнения обязательств, связанных с компенсацией пострадавшим ущерба от утраты урожая в связи с паводком в 2019 году, осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
Принимая во внимание, что в решении суда первой инстанции суммы субсидии, подлежащие взысканию в пользу каждого из истцов, не приведены, судебная коллегия с целью выполнения требований пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не изменяя решение суда, изложила абзацы 5-7 его резолютивной части в новой редакции, указав их размер, установленный имеющимся в материалах дела актом ФГБУ "Россельхозцентр" от 16.10.2019 N 022ЛПХд2/1, в соответствии с которым, Мишкарёвой Т.И. подлежит выплате субсидия в размере 18 849, 42 рубля, Воробьевой А.Н. в размере 8 870, 40 рублей, Кравченко В.В. в размере 25 502, 39 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением губернатора ЕАО от 01.08.2019 N 385-рг в связи со сложной гидрометеорологической обстановкой на территории ЕАО с 08-00 часов 02.08.2019 введён режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 N 414-пп утверждён Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 02.08.2019 владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году", утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.
Субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков на ином законном праве.
Согласно пункту 6 Порядка размер ущерба, причинённого сельхозтоваропроизводителю в результате чрезвычайной ситуации, определён Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с актами анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации "Паводок" в летний период 2019 года, ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр", в том числе от 16.10.2019 N 022ЛПХд2/1.
По смыслу пунктов 8, 9 Порядка для получения субсидии необходимо представить следующие документы: заявление о предоставлении субсидии по форме согласно приложению к настоящему Порядку; правоудостоверяющий документ на земельный участок (для собственников земельных участков), права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; сведения, подтверждающие предоставление в пользование земельного участка на ином законном праве (для пользователей земельных участков на ином законном праве), права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя субсидии или его представителя (если документы представляет представитель); доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если документы от получателя субсидии представляются представителем).
Согласно пункту 12 Порядка одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является представление ненадлежащим образом оформленных документов или непредставление (представление не в полном объёме) пакета документов.
Судом установлено, что в пользовании Кравченко В.В. на условиях договора социального найма находится жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, "адрес", в котором она зарегистрирован с 25.10.1968.
Согласно выписке из похозяйственной книги N Кравченко В.В. является главой личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ), в её пользовании находится земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, "адрес", общей площадью 0, 28 га, посевной площадью 0, 23 га.
Из акта обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, от 08.10.2019 N 678 следует, что в личном подсобном хозяйстве Кравченко В.В. на вышеуказанном земельном участке в результате сильного переувлажнения почвы в период уборки с 11.08.2019 погибла сельскохозяйственная культура - картофель на площади 0, 23 га.
В акте в качестве владельца личного подсобного хозяйства указана Кравченко В.В, акт подписан членами комиссии по определению ущерба сельскохозяйственных культур, Кравченко В.В. и утверждён председателем комиссии.
05.12.2019 Кравченко В.В. обратилась в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации в связи с утратой урожая. Однако 13.12.2019 в удовлетворении заявления ей отказано в связи с отсутствием у неё документа, подтверждающего право собственности, пользования или иного законного права владения вышеуказанным земельным участком.
Также из материалов дела следует, что в собственности Мишкарёвой Т.И. с 23.03.2017 находится жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, "адрес", в котором она зарегистрирована с 26.11.2012.
Согласно выписке из похозяйственной книги N в пользовании главы ЛПХ Мишкарёвой Т.И. находится земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, "адрес", общей площадью 0, 20 га, посевной площадью 0, 17 га.
Согласно акту обследования от 04.10.2019 N 590 в личном подсобном хозяйстве Мишкарёвой Т.И. на вышеуказанном земельном участке в период с 11.08.2019 в результате сильного переувлажнения почвы в период уборки погибла сельскохозяйственная культура - картофель на площади 0, 17 га.
В акте в качестве владельца личного подсобного хозяйства указана Мишкарёва Т.И, акт подписан членами комиссии по определению ущерба сельскохозяйственных культур, Мишкарёвой Т.И. и утверждён председателем комиссии.
16.12.2019 Мишкарёва Т.И. обратилась в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации в связи с утратой урожая. Однако 27.12.2019 в удовлетворении заявления ей было отказано в связи с отсутствием у неё документа, подтверждающего право собственности, пользования или иного законного права владения вышеуказанным земельным участком.
Материалами дела также установлено, что с 25.03.2013 в собственности Воробьевой А.Н, Воробьева Е.Н. и Воробьевой П.Е. находится жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, "адрес", в котором истица Воробьева А.Н. зарегистрирована с 06.02.2008.
Согласно выписке из похозяйственной книги N на ДД.ММ.ГГГГ в пользовании главы ЛПХ Воробьевой А.Н. находится земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, "адрес", общей площадью 0, 10 га, посевной площадью 0, 08 га.
Из акта обследования от 03.10.2019 N 507 в личном подсобном хозяйстве Воробьевой А.Н. на вышеуказанном земельном участке в период с 11.08.2019 в результате сильного переувлажнения почвы в период уборки погибла сельскохозяйственная культура - картофель (овощи) на площади 0, 08 га.
В акте в качестве главы личного подсобного хозяйства указана истица Воробьева А.Н, акт подписан членами комиссии по определению ущерба сельскохозяйственных культур, Воробьевой А.Н. и утверждён председателем комиссии.
11.12.2019 Воробьева А.Н. обратилась в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации в связи с утратой урожая. Однако 27.12.2019 в удовлетворении заявления ей отказано в связи с отсутствием у неё документа, подтверждающего право собственности, пользования или иного законного права владения вышеуказанным земельным участком.
Как следует из распоряжения губернатора ЕАО от 30.08.2019 N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году", домовладения, расположенные по адресам: ЕАО, "адрес" попали в зону подтопления.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии у истцов прав на получение мер государственной поддержки, поскольку ими не представлены документы, подтверждающие предоставление им земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что согласно пункту 8 Порядка от 20.11.2019 N 414-пп в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 8 настоящего Порядка (правоудостоверяющего документа на земельный участок или сведений, подтверждающих предоставление земельных участков в пользование на ином законном праве), решение о предоставлении субсидии принимается на основании решения суда об установлении права владения (пользования) земельным участком, попавшим в зону подтопления (затопления), по состоянию на 02.08.2019.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что личное подсобное хозяйство ведётся гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретённом для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу статьи 8 указанного Федерального закона учёт личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретён земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчёл; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учёта личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 11.10.2010 N 345 утверждены формы и Порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Согласно пункту 7 названного Приказа сведения для похозяйственных книг собираются ежегодно по состоянию на 1 июля путём сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств в период с 1 по 15 июля.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что выписка из похозяйственной книги относится к числу документов, подтверждающих использование лицом земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а отсутствие документов, подтверждающих право владения земельным участком, при установленных по делу обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, не может лишить истцов права на получение субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации.
Также суд кассационной инстанции в полной мере соглашается с выводом судов о том, что финансирование исполнения обязательств, связанных с компенсацией пострадавшим ущерба от утраты урожая в связи с паводком в 2019 году, осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера, к каковым отнесена чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 23.10.2019 N 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетные ассигнования в размере 434537, 5 тыс. рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы 1424 личным подсобным хозяйствам.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 N 1455 утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, в силу пункта 2 которых иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 3 Правил). Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется, кроме того и вследствие паводка (пункт 5 Правил).
Исходя из установленных обстоятельств, а также принимая во внимание, что в силу вышеназванных норм иные межбюджетные трансферты, выделяемые из резервного фонда Правительства РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций, доводятся до Министерства сельского хозяйства РФ как получателя средств федерального бюджета, а ограниченный период финансирования, при установленном факте нарушения прав гражданина, не может являться основанием к лишению права на предусмотренные законом меры поддержки, правильно применив пункт 1 статьи 242.1 БК РФ, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, не изменяя решение, обоснованно дополнил резолютивную часть решения, указанием на размер полагающейся субсидии на компенсацию ущерба, которая установлена имеющимся в материалах дела актом ФГБУ "Россельхозцентр" от 16.10.2019 N 022ЛПХд2/1.
Доводы кассационной жалобы Минсельхоза России о том, что истцы не являются законными пользователями земельных участков, судебной коллегией отклоняются, поскольку пунктом 5 Порядка, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 20 ноября 2019 года N 414-пп, предусмотрено, что в случае отсутствия правоустанавливающего документа на земельный участок или сведений, подтверждающих предоставление земельного участка в пользование на ином законном праве, решение о предоставлении субсидии принимается на основании решения суда об установлении права владения (пользования) земельным участком, попавшим в зону подтопления (затопления), по состоянию на 2 августа 2019 года.
Доводы кассационной жалобы заявителя повторяют доводы апелляционной жалобы, и его позицию при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции. Указанным доводам судами дана правовая оценка, они мотивированно отклонены, кроме того, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу полномочий суда кассационной инстанции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные постановления соответствует установленным фактическим обстоятельствам, требованиям норм материального права. Нарушений судами норм процессуального права при проверке и оценке фактических обстоятельств дела, приведших к судебной ошибке, не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 29 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.