Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника С. - Ч. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отделения - старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 3 ноября 2021 года, решение начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 29 ноября 2021 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 февраля 2022 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 13 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - капитана рыболовного судна "Арка-34" С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отделения - старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 3 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 29 ноября 2021 года, С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от 13 апреля 2022 года, указанное постановление изменено, административное наказание в виде административного штрафа снижено до "данные изъяты". В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник С. - Ч. просит указанные выше постановление и решение должностных лиц административного органа и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение истребованных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.
Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4 статья 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила рыболовства, действующие на время выявления правонарушения) утверждены Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года N 267.
В соответствии с пунктом 40 Правил рыболовства установлено, что при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов запрещается добывать (вылавливать) и оставлять на борту судна или на рыболовном (рыбопромысловом) участке прилов запрещённых для добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в пункте 31 Правил рыболовства.
При прилове запрещённых для добычи (вылова) видов водных биоресурсов они должны выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.
При этом пользователь обязан: а) сменить место добычи (вылова) (трасса следующего траления либо позиция следующего замета, постановки орудий добычи (вылова) должна отстоять не менее чем на 5 морских миль от любой точки предыдущего траления, замета, постановки); б) занести соответствующие сведения в судовые документы, промысловый журнал (за исключением случаев, если его заполнение предусмотрено в местах доставки и выгрузки, указанных в пункте 10 Правил рыболовства) и направить информацию об этом в соответствующий территориальный орган Росрыболовства.
Пунктом 31 Правил рыболовства установлен запрет на добычу (вылов) самок крабов повсеместно.
Как следует из материалов дела, С., являясь капитаном судна "данные изъяты" осуществляя промышленное рыболовство в "данные изъяты", в исключительной экономической зоне Российской Федерации, осуществив выборку порядка орудий лова N 4 (начало подъёма порядка - 25 сентября 2021 года в 16 часов 00 минут в географических координатах N ВД, окончание подъёма порядка - 25 сентября 2021 года в 17 часов 48 минут в географических координатах N), приловил и выпустил в естественную среду обитания 2 экземпляра самок камчатского краба, запрет на добычу которых установлен пунктом 31 Правил рыболовства.
Однако в последующий период времени при постановке последующих орудий лова NN 4, 5, 9, 10, 7, 6, 3, 2 не обеспечил выполнение обязанности по отступлению (удалению) на 5 морских миль от любой точки предыдущей постановки порядка орудий лова N 4, в результате чего в период с 17 часов 54 минут 25 сентября 2021 года по 10 часов 18 минут 27 сентября 2021 года незаконно добыл (выловил) краба камчатского в количестве N кг, чем нарушил подпункт "а" пункта 40 Правил рыболовства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения С. должностным лицом административного органа к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление и решение должностных лиц административного органа судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края, проанализировав совокупность доказательств и установленных по делу обстоятельств, с выводами о виновности С. в совершении административного правонарушения, изложенными в обжалуемых постановлении и решении, согласился.
С выводами судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края согласился судья Камчатского краевого суда.
Вместе с тем, принятые по делу постановление и решение должностных лиц административного органа и судебные акты признать законными нельзя.
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьёй 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении постановления о назначении С. административного наказания.
Приказом Минсельхоза России от 6 мая 2022 года N 285 "Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна" приказы Минсельхоза России от 23 мая 2019 года N 267 "Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна" и от 20 июля 2020 года N 405 "О внесении изменений в правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 267", признаны утратившими силу.
Согласно абзацу 3 пункта 40 Правил рыболовства от 6 мая 2022 года N 285 обязанности пользователя, предусмотренные подпунктами "а" и "б" исключены в отношении лиц, осуществляющих специализированный промысел крабов.
Таким образом, приведённые выше положения Правил рыболовства от 23 мая 2019 года N 267 в части возложения обязанности на всех пользователей сменить место добычи (вылова) (трасса следующего траления либо позиция следующего замета, постановки орудий добычи (вылова) должна отстоять не менее чем на 5 морских миль от любой точки предыдущего траления, замета, постановки), занести соответствующие сведения в судовые документы, промысловый журнал (за исключением случаев, если его заполнение предусмотрено в местах доставки и выгрузки, указанных в пункте 10 Правил рыболовства) и направить информацию об этом в соответствующий территориальный орган Росрыболовства, утратили силу.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отделения - старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 3 ноября 2021 года, решение начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 29 ноября 2021 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 февраля 2022 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 13 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении капитана рыболовного судна "Арка-34" С., подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление заместителя начальника отделения - старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 3 ноября 2021 года, решение начальника отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 29 ноября 2021 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 февраля 2022 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 13 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - капитана рыболовного судна "Арка-34" С, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.