Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области Р. на вступившее в законную силу решение судьи Магаданского областного суда от 28 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - управляющего Государственным учреждением - Магаданским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации К.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - УФАС по Магаданской области) от 20 октября 2021 года N, оставленным без изменения решением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 8 декабря 2021 года, должностное лицо - управляющий Государственным учреждением - Магаданским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Магаданское РО Фонда социального страхования Российской Федерации) К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Магаданского областного суда от 28 января 2022 года, постановление руководителя УФАС по Магаданской области от 20 октября 2021 года N и решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 8 декабря 2021 года отменены, производство по делу об административном правонарушении в отношении К. прекращено.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель УФАС по Магаданской области Р. ставит вопрос об отмене решения судьи областного суда, просит принять по делу новое решение.
К, уведомлённая в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче указанной жалобы, в установленный срок письменные возражения на неё не направила.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме.
Изучив истребованные материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трёх тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, заказчиком - ГУ - Магаданским РО Фонда социального страхования Российской Федерации в единой информационной системе 25 августа 2021 года размещено извещение N о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по изготовлению протеза кисти активного (дугового), в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти для обеспечения инвалида в 2021 году".
Предметом закупки является выполнение работ по изготовлению протеза кисти активного (тяговой), в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти (код 32.50.22.121).
Товары с данным кодом включены в утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска.
Вместе с тем, в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ) в документации об аукционе в электронной форме не содержатся требования к условиям, запретам, ограничениям допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 617.
Лицом, утвердившим документацию о вышеуказанном электронном аукционе, являлась управляющий ГУ - Магаданское РО Фонда социального страхования Российской Федерации К.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения управляющего ГУ - Магаданское РО Фонда социального страхования Российской Федерации К. к административной ответственности, предусмотренной частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица, судья городского суда пришёл к выводу о доказанности вины К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обжалуемое постановление признал законным и обоснованным, оставив его без изменения.
Отменяя постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда, судья областного суда указал, что поскольку в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" положения статей 64 и 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ с 1 января 2022 года утратили силу, указанный закон в новой редакции не предусматривает разработку и утверждение документации об открытом электронном аукционе, то обязанность заказчика при утверждении документации об электронном аукционе устанавливать требования к условиям, запретам, ограничениям допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, отменена, и прекратил производство по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С такими выводами судьи Магаданского областного суда нельзя согласится ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица К. к административной ответственности) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (в редакции в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица К. к административной ответственности) установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно статье 5 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" положения статей 64 и 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ утратили силу с 1 января 2022 года.
Вместе с тем, пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ в действующей редакции установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по её заполнению в форме электронного документа.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки путём проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в частности, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в действующей редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ не отменена обязанность заказчика при осуществлении закупок соблюдать требования национального режима, в том числе путём установления предусмотренных законодательством условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств.
Следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьёй областного суда были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным, решение судьи Магаданского областного суда от 28 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - управляющего ГУ - Магаданское РО Фонда социального страхования Российской Федерации К, подлежит отмене.
При этом, в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьёй ошибок путём возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истёк, производство по делу возобновлено быть не может.
Кроме того, в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение, так как принятие подобного решения повлечёт ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области Р. удовлетворить частично.
Решение судьи Магаданского областного суда от 28 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - управляющего Государственным учреждением - Магаданским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации К, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.