Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта
с апелляционными жалобами Тындинской городской Думы и мэра города Тынды на решение Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя Тындинской городской ФИО5 и представителя территориальной избирательной комиссии города Тында ФИО6, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения административного истца ФИО1 и его представителя ФИО8, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Амурский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просил признать недействующим с момента принятия решение Тындинской городской Думы от 13 декабря 2012 года N 591 "Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Тындинской городской Думы в 2013-2022 годах" вместе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемыми составными частями данного нормативного правового акта, и изменениями, внесенными решением Тындинской городской Думы от 26 апреля 2018 года N 728-Р-ТГД-VI, ссылаясь на то, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта были нарушены положения части 13 статьи 35, пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона N131-Ф3, а также пункта 2 части 1 статьи 49, части 6 статьи 98 Устава города Тынды, выразившиеся в неподписании нормативного правового акта мэром города Тынды, чем были затронуты права и законные интересы административного истца в сфере реализации им активного и пассивного избирательного права.
Решением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено, решение Тындинской городской Думы от 13 декабря 2012 года N 591 "Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Тындинской городской Думы в 2013-2022 годах" признано недействующим со дня принятия.
В апелляционной жалобе Тындинская городская Дума просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, указывая на его незаконность и необоснованность. По мнению апеллянта, суд не учел, что многомандатные избирательные округа по выборам депутатов Тындинской городской Думы в 2013-2022 годах были определены избирательной комиссией муниципального образования города Тында в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что не оспаривалось административным истцом. Процедура подписания оспариваемого решения не могла повлиять на изменение схемы многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Тындинской городской Думы в 2013-2012 годах, в результате чего ФИО1 в любом случае мог реализовать свое активное и пассивное избирательное право при проведении выборов депутатов Тындинской городской Думы только в границах многомандатного избирательного округа N 1. Административный истец принял участие в выборах депутатов Тындинской городской Думы VII созыва в качестве кандидата, а также как избиратель, следовательно, в полном объеме реализовал свое пассивное и активное избирательное право, таким образом, его права нарушены не были.
В апелляционной жалобе мэр города Тында также просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, указывая на то, что суд в своем решении не дал оценку доводам административного ответчика, не указал, какие права, свободы и законные интересы административного истца были нарушены, является ли он субъектом регулируемых оспариваемым правовым актом правоотношений. Поскольку на основании решения Тындинской городской Думы от 13 декабря 2012 года N 591 были реализованы права граждан и организаций, признание его недействующим со дня его принятия повлечет за собой нарушение прав третьих лиц.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения, а Территориальной избирательной комиссией города Тында отзыв.
В судебном заседании представитель Тындинской городской Думы ФИО5 и представитель территориальной избирательной комиссии города Тында ФИО6 доводы апелляционных жалоб поддержали. Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО8 возражали против удовлетворения жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещались надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
В силу положений статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме. Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (части 1, 2).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тындинской городской Думой было принято решение N 591 "Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Тындинской городской Думы в 2013-2022 годах", согласно которому утверждена схема многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Тындинской городской Думы в 2013-2022 годах. Данное решение опубликовано 18 декабря 2012 года в газете "Авангард" N 55 (8246).
Решением Тындинской городской Думы от 26 апреля 2018 года N 728-Р-ТГД-VI в приложение 1 к решению Тындинской городской Думы от 13 декабря 2012 года N 591 внесены изменения, приложение 2 (графическое изображение многомандатных избирательных округов) к решению Тындинской городской Думы от 13 декабря 2012 года N 591 изложено в новой редакции. Решение опубликовано 27 апреля 2018 года в газете "Авангард" N 28 (8622).
Решением Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа N 1 города Тынды от 13 июля 2018 года N 6/21 ФИО1 был зарегистрирован в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Тындинской городской Думы VII созыва.
Кроме того, из материалов дела также следует, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: "адрес", который входит в границы многомандатного избирательного округа N 1 города Тынды.
С учетом изложенного, поскольку применение схемы многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Тындинской городской Думы в 2013-2022 годах, утвержденной решением Тындинской городской Думой от 13 декабря 2012 года N 591, с учетом изменений, внесенных решением от 26 апреля 2018 года N 728-Р-ТГД-VI, явилось основанием для регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Тындинской городской Думы по многомандатному избирательному округу N 1, кроме того, административный истец как житель города Тынды является избирателем, проживающим в границах многомандатного избирательного округа N 1, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым решением, данным решением затрагиваются его права, свободы и интересы как кандидата в депутаты Тындинской городской Думы, и как жителя города Тынды, обладающего активным избирательным правом, в связи с чем он вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая административно-правовой спор и признавая оспариваемое решение недействующим с даты принятия, суд первой инстанции исходил из того, что процедура принятия нормативного правового акта нарушена ввиду неподписания его мэром города Тынды.
Данные выводы суда судебная коллегия находит ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный орган, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
Согласно пункту 7 Федерального закона N 67 опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Аналогичные требования закреплены в пунктах 1, 2, 7 статьи 13 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года N 222-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области" (далее - Закон N 222-ОЗ).
Полномочия Тындинской городской Думы по утверждению схемы избирательных округов для выборов в органы местного самоуправления также определены в Уставе города Тынды (пункт 2 части 3 статьи 31 Устава).
Согласно частям 2, 3, 5 Устава города Тынды Тындинская городская Дума состоит из 20 депутатов, избранных на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутаты Тындинской городской Думы избираются сроком на пять лет. Тындинская городская Дума правомочна, если на ее заседании присутствует не менее 50% от числа избранных депутатов Тындинской городской Думы.
Председатель Тындинской городской Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы, подписывает решения Тындинской городской Думы. Решения принимаются в коллегиальном порядке. Решения Тындинской городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Тынды, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (части 2 - 4 статьи 98 Устава города Тынды).
С учетом изложенного, оценив содержание протоколов заседания Тындинской городской Думы от 13 декабря 2012 года N 62 и от 26 апреля 2018 года N 53, на которых большинством голосов при необходимом кворуме были приняты решения от 13 декабря 2012 года N 591 и от 26 апреля 2018 года N 728-Р-ТГД-VI, учитывая наличие специальной нормы, регламентирующей порядок принятия и обнародования решения об утверждении схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, судебная коллегия полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт с учетом внесенных изменений принят представительным органом муниципального образования в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия акта, правил введения его в действие и опубликования.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит несостоятельными доводы административного истца, с которыми согласился суд первой инстанции, о том, что окончательное юридическое оформление принятый представительным органом местного самоуправления нормативный правовой акт получает только после фактического подписания и обнародования его главой муниципального образования, поскольку данные доводы основаны на общих положениях, регулирующих порядок принятия нормативных правовых актов без учета наличия вышеуказанной специальной нормы.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 5 статьи 13 Закона N 222-ОЗ при образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат, отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей; избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
Согласно пункту 10 статьи 16 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".
Как следует из материалов дела, при формировании схемы многомандатных избирательных округов принцип равенства многомандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением, а также принцип единства территории избирательного округа были соблюдены.
Оспариваемое решение с учетом внесенных изменений содержит графическое изображение схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Тындинской городской Думы, из которой следует, что каждый из двух избирательных округов составляет единую территорию и не допускает образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
Кроме того, обеспечено примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат.
Так, согласно материалам дела общая численность избирателей на всей территории города Тынды по состоянию на 1 июля 2012 года составляла 27 100 человек, на 1 января 2018 года - 26 611 человек; число мандатов по двум округам - 10, средняя норма представительства в каждом из двух округов: в 2012 году - 13550, в 2018 году - 13 305; норма отклонения (10 %): в 2012 году - 1 355, в 2018 году - 1 330, 5. Число избирателей в округах установлено: в 2012 году в первом округе - 13 531, во втором округе - 13 569; в 2018 году в первом округе - 13 302, во втором округе - 13 309.
Как отмечалось выше, ФИО1 реализовал свое пассивное избирательное право, зарегистрировавшись кандидатом в депутаты Тындинской городской Думы VII созыва, и имел возможность принять участие в голосовании на выборах депутатов Тындинской городской Думы VII созыва по месту жительства на территории избирательного округа N 1.
Оспариваемый нормативный правовой акт не препятствовал и не препятствует, а также не ограничивает право административного истца на участие в соответствующих выборах, содержит равные условия для всех участников избирательной кампании, не нарушает принципы образования многомандатных избирательных округов.
Каких-либо нарушений избирательных прав административного истца судом апелляционной инстанции не установлено, доказательств этому не представлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта отказать.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Амурский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.