Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" об оспаривании письма Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа
с апелляционным представлением прокуратуры Чукотского автономного округа на решение суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
муниципальное предприятие городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (далее - МП ГО "ГКХ", Предприятие) обратилось в суд Чукотского автономного округа с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия письмо председателя Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее - Комитет) от 26 марта 2010 года N 307/03-04. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое письмо, являясь официальным ответом органа, устанавливающего тарифы на регулируемые виды деятельности и контролирующего правильность их применения, на запрос МП ГО "ГКХ" о применении тарифов в части указания в нем на то, что установленные тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению Чукотского автономного округа, применяются исключительно для расчета платы граждан за отопление жилых помещений, не соответствует действительному смыслу нормативных положений, изложенных в пункте 5.3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", что подтверждается определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ. Данное в письме Комитета разъяснение фактически отменяет субъектный состав потребителей, к которому должен был применяться тариф "население", что является прямым нарушением пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.
Решением суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемое письмо признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционном представлении прокуратура Чукотского автономного округа просит решение суда отменить, производство по заявленным требованиям прекратить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельства дела. В обоснование доводов представления участвующий в деле прокурор указал, что исходя из буквального содержания оспариваемого письма, оно распространяло свое действие только на срок действия постановления Правления Комитета от 25 ноября 2009 года N 9-э/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению Чукотского автономного округа на 2010 год" (в редакции от 19 марта 2010 года) и не могло применяться с 1 января 2011 года. Материалами дела не подтверждено применение оспариваемого письма до настоящего момента и его взаимосвязь с письмами Комитета от 29 ноября 2021 года, от 15 апреля 2022 года. Поскольку в настоящее время оспариваемый акт утратил силу, его применение в отношении административного истца и нарушение или угроза нарушения его прав, свобод и законных интересов не установлены, производство по делу, по мнению апеллянта, подлежало прекращению в соответствии с частью 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционного представления извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы апелляционного представления, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее - акты, обладающие нормативными свойствами), рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 данного кодекса, с особенностями, определенными этой статьей (часть 1).
С административным исковым заявлением о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим вправе обратиться лица, указанные в частях 1 - 4 статьи 208 настоящего Кодекса, полагающие, что соответствующий акт обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений (часть 2).
При рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц; соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений (часть 3).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений (пункт 2 части 5).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (пункт 3).
При рассмотрении и разрешении данного дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое письмо председателя Комитета обладает нормативными свойствами, поскольку содержащееся в нем разъяснение о том, что установленные тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению Чукотского АО, применяются исключительно для расчета платы граждан за отопление жилых помещений, что исключает применение тарифа "население" к гражданам, заключающим договоры на отопление нежилых помещений, используемых ими в личных целях, не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений Основ ценообразования и пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и устанавливает непредусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и нарушает права административного истца на получение субсидии, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 25 ноября 2009 года N 9-э/2 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению Чукотского автономного округа, на 2010 год.
Постановлением Правления Комитета от 19 марта 2010 года N 3-э/2 в постановление от 25 ноября 2009 года N 9-э/2 внесены изменения: приложение к постановлению дополнено примечанием следующего содержания: "Установленные тарифы на тепловую энергию применяются для расчета платы граждан за отопление жилых помещений".
23 марта 2010 года МП ГО "ГКХ" в адрес Комитета был направлен запрос за номером N 01-01/1558 "О применении тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению Чукотского автономного округа, на который Комитет в письме от 26 марта 2010 года N 307/03-04 сообщил следующее:
"Постановлением Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 марта 2010 года N 3-э/2 внесены дополнения в постановление от 25 ноября 2009 года N 9-э/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению Чукотского автономного округа, на 2010 год". Установленные тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению Чукотского автономного округа, применяются исключительно для расчета платы граждан за отопление жилых помещений. Средства, предусмотренные в окружном бюджете на возмещение разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения, рассчитаны, исходя из расходов тепловой энергии на отопление жилых помещений".
Таким образом, письмом председателя Комитета от 26 марта 2010 года N 307/03-04 дан ответ на запрос МП ГО "ГКХ" по вопросу применения тарифов на тепловую энергию, установленных конкретных нормативным правовым актом.
Согласно содержанию указанного письма оно представляет собой правовую позицию должностного лица Комитета по вопросу, поставленному в конкретном обращении.
При этом данное письмо, подписанное должностным лицом Комитета, актом, обладающим нормативными свойствами, не является, поскольку общеобязательных предписаний не содержит, официально для всеобщего сведения не опубликовано, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют административному истцу руководствоваться нормами действующего законодательства в понимании, отличающимся от трактовки, изложенной в данном письме.
При таких обстоятельствах настоящий административно-правовой спор подлежит разрешению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к подсудности районных судов относятся административные дела, за исключением предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 данного Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам.
Поскольку судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене с направлением административного дела по подсудности в Анадырский городской суд Чукотского автономного округа для рассмотрения спора по существу.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ отменить, административное дело Nа N передать по подсудности в Анадырский городской суд Чукотского автономного округа для рассмотрения по существу.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через суд Чукотского автономного округа в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.