Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре судебного заседания Косьяненко В.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-119/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Бурятнефтепродукт" об оспаривании решений Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, по апелляционным жалобам представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия - Булнаева Дмитрия Геннадьевича, представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" - Эрдынеева Александра Викторовича на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 23 августа 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Акционерное общество "Бурятнефтепродукт" (далее - АО "Бурятнефтепродукт") обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с административными исковыми заявлениями об оспаривании решений Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - Бюджетное учреждение Республики Бурятия) N ОРС-03/2021/000411, N ОРС-03/2021/000412, N ОРС-03/2021/000413 от 28 января 2022 года и установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером N, с кадастровым номером N, с кадастровым номером N в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 августа 2021 года.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 31 мая 2022 года вышеуказанные административные дела N 3а-119/2022, N 3а-118 и 3а-117/2022 объединены в одно производство N 3а-119/2022.
В обоснование заявленных требований указано, что АО "Бурятнефтепродукт" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, арендатором земельного участка с кадастровым номером N. Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в представленных отчетах об оценке N 3030821/0284Д-9, N 3030821/0284Д-8, N 3030821/0284Д-10 от 26 октября 2021 года, чем нарушаются права и законные интересы административного истца как налогоплательщика и плательщика арендной платы.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 23 августа 2022 года административное исковое заявление АО "Бурятнефтепродукт" удовлетворено частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 1 411 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 14 222 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 5 016 000 рублей по состоянию на 01 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решений Бюджетного учреждения Республики Бурятия отказано.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в апелляционной жалобе просит вышеуказанное решение отменить, прекратив производство по административному делу. В обоснование своей позиции указывает, что при разрешении вопроса об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости судом должен быть разрешен вопрос о незаконности принятого бюджетным учреждением решения, что соответствует требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". В данном случае суд отказал административному истцу в удовлетворении требований о признании незаконным решения Бюджетного учреждения Республики Бурятия, следовательно, не мог разрешить вопрос об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, поскольку тем самым нарушается установленный законодательством порядок обжалования кадастровой стоимости. Кроме того, судом необоснованно установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 августа 2021 года, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020 года N 80 по состоянию на 01 января 2020 года.
В апелляционной жалобе представитель Бюджетного учреждения Республики Бурятия просит обжалуемое решение Верховного Суда Республики Бурятия отменить, отказав в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В качестве доводов апелляционной жалобы указывает, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости является производным от требования об оспаривании решения Бюджетного учреждения Республики Бурятия. Требование об оспаривании кадастровой стоимости не может быть рассмотрено в качестве самостоятельного требования в силу положений Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", поскольку подлежит рассмотрению только после вступления в законную силу решения суда о признании решения бюджетного учреждения незаконным. Административный истец вправе повлиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости путем ее пересмотра при повторном обращении в Бюджетное учреждение Республики Бурятия, поскольку заинтересованные лица не ограничены в правах на многократное обращение с заявлениями об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости с приложением исправленного отчета об оценке.
Относительно доводов вышеуказанных жалоб представителем АО "Бурятнефтепродукт" представлены отзывы, в которых решение суда просят оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом и своевременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года. В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" или Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами. Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с названным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Постановление Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020 года N 648 установлено, что применение на территории Республики Бурятия положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 01 января 2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" бюджетное учреждение вправе принять решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов административного дела следует, что АО "Бурятнефтепродукт" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, арендатором земельного участка с кадастровым номером N на основании договора аренды N 2 от 14 января 2011 года. Указанным договором предусмотрено, что размер арендной платы рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020 года N 80 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе всех категорий земель, расположенных на территории Республики Бурятия" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 040 359, 76 рублей, с кадастровым номером N в размере 14 686 594, 41 рублей, с кадастровым номером N в размере 7 121 396, 24 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, которая подлежит применению с 01 января 2021 года.
30 декабря 2021 года АО "Бурятнефтепродукт" обратилось в Бюджетное учреждение Республики Бурятия с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N на основании отчета об оценке N 3030821/0284Д-9 от 26 октября 2021 года, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "АКЦ "Департамент профессиональной оценки" (далее - ООО "АКЦ "Департамент профессиональной оценки"), где размер рыночной стоимости спорного земельного участка составил 1 100 000 рублей.
Решением Бюджетного учреждения Республики Бурятия N ОРС-03/2021/000412 от 28 января 2022 года отказано в удовлетворении заявления АО "Бурятнефтепродукт" на том основании, что представленный им отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, что повлияло на итоговую рыночную стоимость земельного участка.
30 декабря 2021 года АО "Бурятнефтепродукт" обратилось в Бюджетное учреждение Республики Бурятия с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N на основании отчета об оценке N 3030821/0284Д-8 от 26 октября 2021 года, где размер рыночной стоимости спорного земельного участка составил 7 583 000 рублей.
Решением Бюджетного учреждения Республики Бурятия N ОРС-03/2021/000411 от 28 января 2022 года отказано в удовлетворении заявления АО "Бурятнефтепродукт" на том же основании.
30 декабря 2021 года АО "Бурятнефтепродукт" обратилось в Бюджетное учреждение Республики Бурятия с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N на основании отчета об оценке N 3030821/0284Д-10 от 26 октября 2021 года, где размер рыночной стоимости спорного земельного участка составил 3 660 000 рублей.
Решением Бюджетного учреждения Республики Бурятия N ОРС-03/2021/000413 от 28 января 2022 года также отказано в удовлетворении заявления АО "Бурятнефтепродукт".
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 07 июня 2022 года по данному административному делу назначена судебная экспертиза, проведение которой подтверждается наличием в материалах дела заключения эксперта N 65 от 05 августа 2022 года, выполненного частнопрактикующим оценщиком ФИО1 Из данного заключения эксперта следует, что отчеты об оценке N 3030821/0284Д-9, N 3030821/0284Д-8, N 3030821/0284Д-10 от 26 октября 2021 года составлены с нарушением требований законодательства, которые могли повлиять на величину рыночной стоимости объектов оценки, а также то, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 411 000 рублей, с кадастровым номером N - 14 222 000 рублей, с кадастровым номером N - 5 016 000 рублей по состоянию на 01 августа 2021 года по состоянию на 01 августа 2021 года.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным решения Бюджетного учреждения Республики Бурятия, суд первой инстанции обоснованно указал, что у Бюджетного учреждения Республики Бурятия имелись основания, предусмотренные пунктом 2 части 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки", для отказа в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, поскольку представленные административным истцом отчеты об оценке составлены с нарушением действующего законодательства, что подтверждено в результате проведения судебной экспертизы. Кроме того, оспариваемые решения были приняты уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы их принятия.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными, поскольку они подробно и должным образом мотивированны в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства.
Удовлетворяя административное исковое заявление в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, Верховный Суд Республики Бурятия исходил из того, что имеет место нарушение прав административного истца, поскольку имеется разница между кадастровой стоимостью земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной на основании экспертного заключения, признанного судом достоверным и допустимым доказательством по делу.
Решение Верховного Суда Республики Бурятия судебная коллегия находит обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего материального и процессуального законодательства.
Судом первой инстанции в основу решения обоснованно положено экспертное заключение N 65 от 05 августа 2022 года. Исследовав указанное заключение, судебная коллегия приходит к выводу, что оно полностью соответствует положениям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, следовательно, данное доказательство является допустимым, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Экспертом составлено описание объектов оценки с определением количественных и качественных характеристик, приведены все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, описан процесс проведения экспертизы, содержатся ссылки на источники информации, описание проведенных расчетов, также имеются доказательства, подтверждающие соблюдение требований законодательства относительно соответствующей квалификации эксперта.
В доводах жалоб апеллянты ссылаются на несоблюдение порядка установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, поскольку полагают, что такое требование может быть рассмотрено только после обращения лица в Бюджетное учреждение Республики Бурятия и признания решения Бюджетного учреждения Республики Бурятия незаконным, что предусмотрено Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки".
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривает, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения закон допускает судебное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, не ставя при этом возможность разрешения требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в зависимость от результата разрешения требования об оспаривании решения бюджетного учреждения или наличия вступившего в законную силу решения суда о признании решения бюджетного учреждения незаконным.
В доводах апелляционной жалобы Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия указывает на то, что в решении суда неверно указана дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Согласно статье 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1997 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете, что соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N установлена судом по состоянию на 01 августа 2021 года, поскольку указанная дата определена в отчетах об оценке и в экспертном заключении, установивших рыночную стоимость на эту же дату.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Решение Верховного Суда Республики Бурятия вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 23 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия - Булнаева Дмитрия Геннадьевича, представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" - Эрдынеева Александра Викторовича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.