Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Акматовой О.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-72/2022 по административному исковому заявлению Бородина С.А, Романова И.А. к Министерству строительства Новосибирской области о признании недействующими в части приказов Министерства строительства Новосибирской области от 12 июля 2019 года N 394 "Об утверждении генерального плана Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области" и от 27 ноября 2019 года N 645 "Об утверждении правил землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области", по апелляционной жалобе представителя административных истцов Бородина С.А, Романова И.А. - ФИО8 на решение Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя административных истцов ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства строительства Новосибирской области (далее также - Министерство) от 12 июля 2019 года N 394 "Об утверждении генерального плана Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области" далее (Приказ N 394) утвержден генеральный план Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, опубликован на официальном интернет портале правовой информации http://pravo.gov.ru 15 июля 2019 года, на сайте Министерства http://minstroy.nso.ru/page/ 12 июля 2019 года.
Приказом Министерства от 27 ноября 2019 года N 645 "Об утверждении правил землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области" (далее - Приказ N 645) утверждены правила землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, опубликован на официальном сайте Министерства http://minstroy.nso.ru/page/5875 28 ноября 2019 года и размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования 02 декабря 2019 года.
Бородин С.А, Романов И.А. обратились в суд к Министерству о признании недействующими: Приказа N 394 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к функциональной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к трем функциональным зонам - зона застройки индивидуальными жилыми домами, зона специализированной общественной застройки, многофункциональная общественно-деловая зона, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум функциональным зонам: зона застройки индивидуальными жилыми домами, многофункциональная общественно-деловая зона; Приказа N 645 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к территориальной зоне нЖин (зона застройки индивидуальными жилыми домами в границах земель населенных пунктов), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум территориальным зонам - нЖин (зона застройки индивидуальными жилыми домами в границах земель населенных пунктов), нОс (зона специализированной общественной застройки в границах земель населенных пунктов), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум территориальным зонам - нЖин (зона застройки индивидуальными жилыми домами в границах земель населенных пунктов), нОм (многофункциональная общественно-деловая зона в границах земель населенных пунктов).
Требования мотивированы тем, что административные истцы проживают в поселке "адрес". Оспариваемые нормативные правовые акты устанавливают в отношении спорных земельных участков проектируемую функциональную зону застройки индивидуальными жилыми домами, что позволяет осуществлять на спорных земельных участках строительство индивидуальных жилых домов, блокированную жилую застройку, малоэтажную многоквартирную жилую застройку. Установление функциональной зоны жилой застройки в отношении данных земельных участков означает уничтожение леса и воспрепятствование гражданам, проживающим в поселке Ложок, в пользовании исторически сложившимися лесами, что нарушает права административных истцов. В силу положений Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Лесного кодекса Российской Федерации, на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиеническою и рекреационного назначения, установлен запрет на строительство объектов капитального строительства, предусмотрен принцип сохранения лесов, посредством их охраны и защиты. Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами N, N принадлежат к трем и двум функциональным зонам соответственно, что не отвечает требованиям принадлежности их только к одной территориальной зоне, что нарушает требования действующего земельного и градостроительного законодательства, предусмотренные пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов ФИО8 просит отменить решение суда ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, также указывает, что отсутствуют доказательства необходимости строительства дошкольного учреждения в поселке, генеральный план Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области содержит противоречивые и недостаточные сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов на спорной территории. Также апеллянт полагает, что нарушена процедура проведения публичных слушаний правил землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, ссылается на то, что не учтены предложения по проекту генерального плана Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством строительства Новосибирской области и участвующим в деле прокурором прокуратуры Новосибирской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя административных истцов, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В силу части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 Закона Новосибирской области от 18 декабря 2015 года N 27-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" с 01 июня 2016 года подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, в том числе внесение в них изменений, утверждение правил землепользования и застройки поселений на территории, в том числе Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, отнесено к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 02 октября 2014 года N 398-П таким исполнительным органом на территории Новосибирской области определено Министерство строительства Новосибирской области.
Установив приведенные законоположения и установив, что нормативные правовые акты приняты в установленной статьей 19 Закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 года " 80-03 "О нормативных правовых актах Новосибирской области" форме - в форме приказов, опубликованы в установленном законом порядке, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в установленной форме, с соблюдением требований к процедуре их принятия, которая подробно изложена в оспариваемом решении суда, порядка опубликования и введения их в действие.
Доводы апеллянта о нарушении при принятии правил землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области сроков проведения публичных слушаний, неучета высказанного на публичных слушаниях предложения о придании южной части поселка Ложок статуса природоохранной зона при принятии генерального плана Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание, поскольку такие обстоятельства не свидетельствуют о существенных нарушениях процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, которые могут повлечь признание их недействующими.
Следует отметить, что вступившим в законную силу решением Новосибирского областного суда от 22 декабря 2021 года по делу N было установлено, что проект правил землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области принят уполномоченным органом, в установленном порядке и форме, и эти обстоятельства в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
В соответствии с пунктом 15 статьи 24, части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке; в судебном порядке может быть оспорено решение об утверждении правил землепользования и застройки.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорные земельные участки не принадлежат административным истцам и не граничат с их земельными участками, администрация Новосибирского района Новосибирской области осуществляет полномочия собственника в отношении спорных четырёх земельных участков.
При таких обстоятельствах судом правильно сделан вывод о том, что нахождение земельных участков с кадастровыми номерами N и N в нескольких функциональных и двух территориальных зонах прав административных истцов не нарушает и не создает какой либо угрозы, правовой неопределённости для административных истцов не установлено.
В статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).
Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. Тем самым, генеральный план как документ территориального планирования может не соответствовать фактическому использованию земельного участка, поскольку определяет перспективное развитие территории.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского поселения в целом.
Доводы административных истцов о том, что Приказ N 394 и Приказ N 645 в оспариваемых частях нарушают их права свободно и бесплатно пребывать в лесах не нашли свое подтверждения в суде.
Доказательств, безусловно подтверждающих отнесение спорных земельных участков на момент разработки и утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области к иной категории земель, в том числе к землям лесного фонда либо городским лесам, материалы настоящего дела не содержат.
Доводы административных истцов о нарушении их прав на благоприятную окружающую среду отклоняется, поскольку фактически сводятся к несогласию с реализацией органом местного самоуправления права на развитие территории муниципального образования.
Кроме того, судом первой инстанции оценена эффективность реализованных в генеральном плане муниципального образования градостроительных решений, и установлено, что в границе поселка Ложок запланировано достаточное количество рекреационных зон, что действительно позволяет сделать вывод о возможности реализации экологических прав граждан в рамках утвержденных документов территориального планирования.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, являлись предметом проверки и оценки со стороны суда первой инстанции, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Влекущих отмену или изменение постановленного судебного акта нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов Бородина С.А, Романова И.А. - ФИО8 - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Новосибирский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи Е.Н. Ненашева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 января 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.