Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-167/2022) по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области о ликвидации Амурского областного отделения Международного общественного фонда "Российский фонд мира" и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Амурского областного отделения Международного общественного фонда "Российский фонд мира" Малышко М.Х. на решение Амурского областного суда от 12 октября 2022 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И,
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Амурского областного отделения Международного общественного фонда "Российский фонд мира" (далее - Фонд) и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Вследствие невыполнения требований об отчётности, предъявляемых к некоммерческим организациям, Управление неоднократно направляло в адрес Международного общественного фонда "Российский фонд мира" письменные предупреждения, представление о недопустимости нарушения федерального законодательства. Учитывая длительное неустранение нарушений и отсутствие намерения их устранять, считают, что восстановление законности возможно лишь способом ликвидации юридического лица, примененной как мера реагирования на нарушение законодательства и способ защиты прав и интересов других лиц. Поскольку процедура ликвидации юридического лица не может считаться завершенной без исключения записи в Едином государственном реестре юридических лиц, то считает также необходимым данное исключение.
Решением Амурского областного суда от 12 октября 2022 года административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворено. Амурское областное отделение Международного общественного фонда "Российский фонд мира" ликвидировано и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
На указанное решение представителем административного ответчика Амурского областного отделения Международного общественного фонда "Российский фонд мира" Малышко М.Х. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование своих доводов указывает, что из сведений, представленных административным истцом, не следует, что Фонд привлекался к административной ответственности, а также не доказан факт неоднократного направления в адрес Фонда предупреждений, как и не доказано, что непредставление данных отчетов носило существенный характер. Указывает, что неполучение административным истцом направленной Управлением корреспонденции связано с нестабильным функционированием многих организаций в период пандемии, кроме того, в данный период руководитель фонда неоднократно выезжала за пределы Амурской области с целью осуществления деятельности Фонда, в связи с чем считает, что неполучение корреспонденции не являлось злостным, а наоборот явилось вследствие уважительных причин. Полагает, что неоднократные нарушения Фондом законодательства не являются безусловным основанием для ликвидации организации.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области Лазаренко Т.Б. представлено возражение, в котором просит оставить решение Амурского областного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области, Амурского областного отделения Международного общественного фонда "Российский фонд мира" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От начальника Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
Статьей 7 Федерального закона N 82-ФЗ предусмотрено, что общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (статья 10 Федерального закона N 82-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 29 названного закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
Статья 38 Федерального закона N 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 82-ФЗ, ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
Из подпунктов 30.7, 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (действовавшего на момент подачи иска и вынесения оспариваемого решения суда) следует, что решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных фондов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает Минюст России, который осуществляет федеральный государственный надзор за их деятельностью.
Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения (статья 44 Федерального закона N 82-ФЗ).
Таким образом, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут повлечь наступление такой меры правовой ответственности, как ликвидация общественного объединения по решению суда.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - Постановление Пленума N 64) разъяснено, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункты 26, 27).
Как следует из материалов дела, 3 декабря 2002 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о созданном до 1 июля 2022 года Амурском областном отделении Международного общественного фонда "Российский фонд мира". Решение о государственной регистрации некоммерческой организации при создании принято 15 сентября 1998 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области.
В Едином государственном реестре юридических лиц местом нахождения и адресом юридического лица указано "адрес". Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является председатель Правления Малышко М.Х.
22 июня 2021 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области издано распоряжение N 152-р о проведении плановой проверки Амурского областного отделения Международного общественного фонда "Российский фонд мира".
В пункте 11 данного распоряжения указан перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки: распорядительные документы, утверждающие программы и планы организации за проверяемый период; об утверждении символики организации и закрепления ее описания в уставе; об осуществлении предпринимательской деятельности и формирования достаточного для осуществления указанной деятельности имущества рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью; о смене юридического адреса организации (при его изменении); о размещении публикаций в СМИ и выпуске печатных изданий; документы по учету членов организации; документы, подтверждающие деятельность руководящих и ревизионных органов; годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
В этот же день в адрес Фонда направлено уведомление о проведении плановой проверки, с приложением копии распоряжения N 152-р. В данном уведомлении также указано о необходимости до 16 июля 2021 года организации представить специалисту документы, необходимые для проведения проверки в соответствии с распоряжением.
Согласно сведениям официального интернет-сайта Почты России распоряжение и уведомление, направленные в адрес Фонда не получены и были возвращены отправителю
Данное обстоятельство также подтверждается вступившим в законную силу постановлением Мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 2 от 18 августа 2021 года о привлечении председателя правления Амурского областного отделение Международного общественного фонда "Российский фонд мира" Малышко М.Х. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Документы, запрашиваемые Минюстом России в Уведомлении, административным ответчиком до настоящего времени не представлены.
30 июля 2021 года в адрес Фонда направлено письменное предупреждение о недопустимости нарушений требований законодательства, выразившиеся в непредставлении документов, за проверяемый период деятельности организации, указанных в распоряжении Управления от 22 июня 2021 года N 152-р.
Согласно сведениям официального интернет-сайта Почты России данное предупреждение организацией получено не было и возвращено отправителю.
06 сентября 2021 года в адрес Фонда было вновь направлено письменное предупреждение о недопустимости нарушений требований законодательства, выразившиеся в непредставлении документов, за проверяемый период деятельности организации, указанных в распоряжении Управления от 22 июня 2021 года N 152-р.
Данное предупреждение также не получено и было возвращено отправителю.
01 ноября 2021 года в адрес Фонда было направлено повторное письменное предупреждение о недопустимости нарушений требований законодательства, выразившиеся в непредставлении документов, за проверяемый период деятельности организации, указанных в распоряжении Управления от 22 июня 2021 года N 152-р.
Кроме того, как указано выше, постановлением Мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 2 от 18 августа 2021 года председатель правления Амурского областного отделение Международного общественного фонда "Российский фонд мира" Малышко М.Х. привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, выразившиеся в непредставлении Управлению необходимых документов, указанные в распоряжении от 22 июня 2021 года N 152-р.
Из материалов дела и апелляционной жалобы административного ответчика следует, что постановление мирового судьи от 18 августа 2021 года оспорено не было, штраф оплачен.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Фондом требований части 5 статьи 11, части 1 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", части 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ.
Также, в ходе проверки было установлено, что административным ответчиком в период 2019-2020 годы не представлялась ежегодная отчётность.
В связи с чем, 30 июля 2021 года в адрес организации направлено письменное предупреждение о недопустимости нарушения требования законодательства, обязании устранить указанные нарушения до 06 сентября 2021 года и предоставить в Управление отчет о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов либо сообщение о продолжении деятельности за 2019-2020 годы; отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании; отчет о продолжении деятельности за период 2019-2020 годы, а также сведения об опубликовании отчета об использовании своего имущества или сведения об обеспечении доступности ознакомления с указанным отчетом путем размещения информации о нём в средствах массовой информации, либо путем опубликования приглашения, адресованного неопределенному кругу лиц, ознакомиться по определенному адресу с отчетом об использовании имуществ.
Согласно сведениям официального интернет-сайта Почты России данное предупреждение организацией получено не было и возвращено отправителю.
06 сентября 2021 года в адрес организации было вновь направлено письменное предупреждение о недопустимости нарушения требования законодательства, выразившиеся в непредставлении ежегодной отчетности за 2019-2020 годы.
Данное предупреждение также не получено и было возвращено отправителю.
01 ноября 2021 года в адрес организации было направлено повторное письменное предупреждение о недопустимости нарушения требования законодательства, выразившиеся в непредставлении ежегодной отчетности за 2019-2020 годы.
24 декабря 2021 года начальником Управления в адрес председателя Фонда Малышко М.Х. направлено представление о недопустимости нарушения федерального законодательства, вынесенное в порядке статьи 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" с требованием устранить допущенные нарушения до 03 февраля 2022 года, которое также было возвращено отправителю "по иным обстоятельствам".
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" установлено, что некоммерческая организация представляет в Минюст России соответствующие отчеты ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
25 июля 2022 года начальником Управления в адрес председателя Фонда Малышко М.Х. направлено письменное уведомление о необходимости устранения нарушений требований федерального законодательства, которое также было возвращено отправителю "по иным обстоятельствам".
Из данного уведомления следует и стороной административного ответчика не опровергнуто, что Фонд не предоставил к 15 апреля 2022 года отчет о своей деятельности за 2021 год, то есть вновь допустил нарушение требований статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ.
Проанализировав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что Амурское областное отделение международного общественного фонда "Российский фонд мира" неоднократно нарушает законодательство.
Несмотря на вынесенные в адрес организации предупреждения о недопустимости нарушения требования законодательства и обязании устранить указанные нарушения, выразившиеся в том числе в непредставлении ежегодной отчетности за 2019 и 2020 годы, административным ответчиком вновь допущено аналогичное нарушение и не представлен ежегодный отчет за 2021 год.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума N 64 предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты. Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 2 статьи 7 Закона о свободе совести).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, электронные авиабилеты от 22 октября 2021 года, 24 июня 2022 года, 30 июля 2022 года не свидетельствуют об уважительности причин нарушения законодательства и невозможности получения почтовой корреспонденции.
Более того, судебная коллегия отмечает, что на момент рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции выявленные нарушения законодательство Фондом не устранены, ежегодная отчетность за 2019, 2020, 2021 годы в Управления так и не представлена.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные обстоятельства, пришел к выводу о наличии оснований для ликвидации Фонда, указав на неоднократность нарушений, а также на то, что мер по устранению указанных нарушений не предпринято.
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
Как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в целях необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Судебная коллегия при оценке характера допущенных нарушений, вызванных им последствий принимает во внимание то, что несмотря на неоднократные предупреждения, административный ответчик в течение длительного времени не принял мер к устранению выявленных нарушений закона, допустил иные нарушения закона после предупреждений со стороны контролирующего органа. Руководитель общественной организации по факту невыполнения предупреждений, непредставления необходимых документов привлекался к административной ответственности. Реальных мер к устранению выявленных нарушений Фондом предпринято не было. До момента рассмотрения дела по существу указанные нарушения так и не устранены, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Фонда к возложенным на него законодательством Российской Федерации обязанностям. Непредоставление длительное время необходимых документов и отчетов свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.
Доводы апелляционной жалобы о неполучении копии искового заявления, отсутствия реальной возможности подготовиться к судебному заседанию, в связи с нахождением за пределами Амурской области, подлежат отклонению.
Согласно материалам дела, извещение о дате и времени судебного заседания с копиями административного искового заявления направлены Амурскому областному отделению Международного общественного фонда "Российский фонд мира" по адресу "адрес" и Малышко М.Х. по адресу "адрес".
Данные извещение адресатами получены не были и возвращены отправителю.
Из телефонограммы от 06 октября 2022 года, получение которой Малышко М.Х. не отрицает, следует, что она была извещена о дате и времени проведения судебного заседания.
Ни 6 октября 2022 года, ни в иные даты до судебного заседания Малышко М.Х. или иные лица, представляющие интересы административного ответчика каких-либо ходатайств об отложении судебного заседания, о необходимости подготовке, не заявлялось.
Обжалуемое решение основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского областного суда от 12 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Амурского областного отделения Международного общественного фонда "Российский фонд мира" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Амурский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 января 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.